По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

«Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли

Тень Марии Магдалены
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17

«Этот единственный Моцарт»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12

Предисловие переводчика

Пьеро Бускароли Пьеро Бускароли родился 21 августа 1930 года в городе Имола (область Эмилия-Романья). Учился игре на органе, окончил университет по специальности история права. В 1955 году начал работать как журналист. Был специальным корреспондентом газеты «Borghese» и в этом качестве — свидетелем войны во Вьетнаме и вторжения советских танков в Прагу. Оставил политическую журналистику с целью посвятить себя преподаванию и в течение многих лет, с 1976 по 1994-ый год, работал в консерваториях Турина, Венеции и Болоньи. Автор значительных книг, посвященных истории музыки, искусству и политике. В их числе монографии о Бахе и Бетховене. «Смерть Моцарта» («La morte di Mozart») — последняя книга Бускароли, вышедшая в 1996-ом году и наделавшая немало шума.

«В 1956-ом году, году двухсотлетия со дня рождения Моцарта, Бруно Вальтер выразил острое ощущение неудобства, связанное с фигурой великого композитора: „Ничего из того, что мы знаем о Моцарте-человеке, не соответствует образу создателя, которым он был. Подобный контраст между личностью человека и величием артиста был свойственен Брукнеру...“. Очевидное отсутствие высоких моральных и культурных качеств не препятствует сиянию чудесного метеора, и абсолютно заурядный человек может быть наделен музыкальным гением. Сейчас, по прошествии сорока лет, ощущение неудобства, выраженное Вальтером, приняло размеры огромной пропасти. Появившиеся неизвестные документы, дотоле лежавшие в архивах и библиотеках, поставили под сомнение факты, казавшиеся несомнеными, и создали немало загадок. Все, что мы знали о смерти Моцарта, оказалось продуктом фальсификаций, которые биографы продолжают повторять. Обстоятельства, известные современникам, были с ожесточением уничтожены. Почему? Я проделал огромный путь назад, и открытия относительно смерти Моцарта привели меня к открытиям относительно последнего периода его жизни. Моя книга не является новой биографией, но лишь правдой, которая долгое время была похороненной и явилась на свет среди огромного количества неожиданностей», — такое коротенькое предисловие на второй странице суперобложки предпослал своей книге Бускароли.

Мы публикуем (в некотором сокращении) две главы из книги «Смерть Моцарта», в одной из которых рассматриваются отношения композитора с императором Йозефом II — не только заказчиком его театра, но и одной из ключевых фигур в его жизни. Другая глава — о самоубийстве Хофдемеля.

Оценки итальянского автора полемичны и могут стать предметом долгих и увлекательных споров. Русский читатель, конечно, не согласится с его оценкой культуры Пушкина как «периферической» и с презрительным эпитетом «драмочка», которым Бускароли характеризует маленькую трагедию «Моцарт и Сальери». Несоменно одно: фантастическое знание источников делает противостояние его выводам очень трудным.

Публикация и перевод с итальянского Ирины Сорокиной

На фото: Пьеро Бускароли

дальше»