По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский
Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович
«Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли
«Этот единственный Моцарт» (продолжение)
Никто не может утверждать с уверенностью, осознавал ли Моцарт противоречия этих парадоксальных отношений, в которых он, внешне будучи привилегированным протеже Йозефа, на самом деле был пленником и жертвой. Механизм этого противоречия, в постоянном движении, сегодня можно проанализировать, обладая преимуществом в виде расстояния, благодаря единственному фактору — экономическому краху Моцарта. Прочие, которые несомненно существовали и играли свою роль, нам неизвестны, или же их роль для нас непонятна.
Трагизм положения Моцарта в том, что он всегда приписывал свои неудачи причинам частным и скрытым, которые ему были известны, а нам — нет, в то время как никак не мог уловить истинные резоны, которые превратили отношения с его Императором в огромный для него вред. Хотя попытка расшифровать, в чем заключался этот вред, никогда не была предпринята, мы можем это сделать.
С 7 февраля
Ему было нелегко, с его точки зрения, прояснить резоны и ситуации, которые еще и сегодня остаются неясными для наиболее заинтересованных потомков — биографов. ... Отто Ян писал, без отчетливого сомнения: «Моцарт был слишком фаворитом Йозефа, чтобы ожидать услуги от Леопольда». Полвека спустя, переписывая биографию Яна, Герман Аберт перевернул это суждение с ног на голову: «Моцарт, конечно, не был среди фаворитов прежнего правительства и смог сохранить свое место». Исправленная таким образом, биография Яна также превратилась в основную опору сентиментализма в духе Паупера, который без должного контроля принял мольбы о материальной помощи, обращенные к Пухбергу и нужду в деньгах за доказательство «бедности», а не непредусмотрительного и безумного поведения. Этот сентиментализм сделал из Моцарта всеми покинутого и даже «голодного» маэстро, тогда как Моцарт никогда не был ни тем, ни другим.
Никто не попытался посчитать деньги в его кармане. Того, кто попробовал, во времена, близкие к нашим, ожидали волнующие сюрпризы.