По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

«Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли

«Этот единственный Моцарт» (продолжение)

Никто не может утверждать с уверенностью, осознавал ли Моцарт противоречия этих парадоксальных отношений, в которых он, внешне будучи привилегированным протеже Йозефа, на самом деле был пленником и жертвой. Механизм этого противоречия, в постоянном движении, сегодня можно проанализировать, обладая преимуществом в виде расстояния, благодаря единственному фактору — экономическому краху Моцарта. Прочие, которые несомненно существовали и играли свою роль, нам неизвестны, или же их роль для нас непонятна.

Трагизм положения Моцарта в том, что он всегда приписывал свои неудачи причинам частным и скрытым, которые ему были известны, а нам — нет, в то время как никак не мог уловить истинные резоны, которые превратили отношения с его Императором в огромный для него вред. Хотя попытка расшифровать, в чем заключался этот вред, никогда не была предпринята, мы можем это сделать.

С 7 февраля 1786-ого года по 26 января 1790-ого, по прямому приказу или замаскированному согласию Йозефа II Моцарт представил три больших оперы и один театральный спектакль для развлечения Двора; и в этот же самый период его фортуна свободного художника до такой степени выдохлась, что он не мог больше найти держателей абонементов на свои концерты. То, что он написал согласно вдохновению или поддержке Кайзера, сделало к нему враждебным и равнодушным общество.

Ему было нелегко, с его точки зрения, прояснить резоны и ситуации, которые еще и сегодня остаются неясными для наиболее заинтересованных потомков — биографов. ... Отто Ян писал, без отчетливого сомнения: «Моцарт был слишком фаворитом Йозефа, чтобы ожидать услуги от Леопольда». Полвека спустя, переписывая биографию Яна, Герман Аберт перевернул это суждение с ног на голову: «Моцарт, конечно, не был среди фаворитов прежнего правительства и смог сохранить свое место». Исправленная таким образом, биография Яна также превратилась в основную опору сентиментализма в духе Паупера, который без должного контроля принял мольбы о материальной помощи, обращенные к Пухбергу и нужду в деньгах за доказательство «бедности», а не непредусмотрительного и безумного поведения. Этот сентиментализм сделал из Моцарта всеми покинутого и даже «голодного» маэстро, тогда как Моцарт никогда не был ни тем, ни другим.

Никто не попытался посчитать деньги в его кармане. Того, кто попробовал, во времена, близкие к нашим, ожидали волнующие сюрпризы.

«в начало | дальше»