По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

«Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли

«Этот единственный Моцарт» (продолжение)

13 декабря 1789-ого года австрийские Нидерланды провозгласили независимость, которую 9 января признали могущественные морские державы и Пруссия. Между тем Венгрия отказывалась платить налоги и служить в армии, хотя Турки угрожали ее южным территориям. Последние реформы, крах которых суждено было увидеть Йозефу, касались именно Венгрии. Он узнал об этом почти на смертном одре, в роковом феврале.

Незадолго до смерти он выразил, между приступами крово-харканья, чувства примиренности и раскаяния, послал привет и пожелания Армии, «чья слава всегда была основной целью мои забот. Я не оплакиваю трон, одно только воспоминание меня угнетает: я оставил мало счастливых и много неблагодарных».

Возможно, Камеркомпозитор ничего не узнал об этих бесполезных выражениях раскаяния, которые могли бы помочь ему понять свою судьбу. Еще хуже то, что историки и биографы, рассказавшие нам о чувствах Императора, не обратили на это внимания. Моцарт, несомненно, прочитал эпитафию, которую его обожаемый автократ пожелал продиктовать сам (последний претенциозный жест): «Здесь лежит князь, который имел лучшие намерения и видел, как лучшие его начинания терпели неудачу». В завещании он не смог удержаться от посвящения самому себе настолько же гордой, насколько олеографической фразы, выражающей сочувствие себе же: «Прошу тех, к кому я, против своего желания, был несправедлив, простить меня, как из христианской милости, так и из чувства человечности: прошу их принять во внимание, что монарх на троне не перестает быть человеком, таким же, как и бедняк в своей хижине, и оба они совершают одинаковые ошибки».

Неправда, что он был несправедлив «против желания». Моцарт мог хорошо знать о том (это послужит нам примером), что политика, которую Император проводил в своих театрах, была памятником двойственности и обманов.

ГРАФ ЦИНЦЕНДОРФ заметил в своем дневнике, что туалет мертвого Императора был неряшлив, как если бы его уложили в гроб в спешке и небрежении. Хотя похороны следовали порядку церимониала, который Габсбурги импортировали из Испании, необходимое им достоинство было достигнуто с большим трудом. Общий комментарий был таков: Кайзер заплатил за свои реформы еще и этими похоронными почестями, с неохотой ему отданными.

«в начало | дальше»