По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

«Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли

Тень Марии Магдалены (продолжение)

Супруги Новелло почти физически почувствовали ее ледяную черствость. Плохая мать, только один раз она выказала некоторый энтузиазм относительно судьбы своих детей, после того, как избавилась от них, отослав на воспитание в Прагу. Это случилось в тот момент, когда она воодушевилась по поводу проекта путешествия по Европе с двумя чудо-детьми, как когда-то Леопольд с маленькими Наннерль и Вольфгангом. Но это был момент, когда ее дети явно медлили проявить качества вундеркиндов.

То, что портрет Констанцы в конце концов стал похож на обвинительное заключение, было неизбежным. Что подобная женщина, которой отлично подошел бы эпитет, употребленный Бодлером по отношению к Жорж Санд, сегодня еще является предметом мадригалов и знаков почтения, — странное свидетельство вкусов людей нашего времени, сказал бы тот же самый поэт.

В 1809 году Ниссен был призван Министерством и, чтобы мочь пристойным образом увезти ее Копенгаген, женился на ней, принеся в жертву пенсию. В Вену они вернулись в 1820 году. Здесь Ниссен умер в возрасте шестидесяти пяти лет, оставив неоконченной биографию первого мужа. Именно тогда Констанца, урожденная Вебер, вдова фон Ниссен (дворянскую приставку фон приписала второму мужу она), в прошлом вдова Моцарт явила миру шедевр своей карьеры, украв у Леопольда, отца первого мужа, могилу в пользу второго (первый муж, как известно, по ее мнению, мог обойтись и без могилы). Это место погребения Леопольд, со свойственной ему предусмотрительностью, выстроил себе на зальцбургском кладбище святого Себастьяна, близ дома на Ханнибалплатце, где он скончался.

Фраза получилась непростой, но предприятие ее сложнее. Благочестивый пилигрим может созерцать центральный надгробный памятник, принадлежащий ей, Констанции фон Ниссен, вдове Моцарта и т.д. (имя первого мужа на стороне, обращенной к посетителю, имя второго — на противоположной стороне), все остальное пространство заполонили представители семьи Вебер, и о Леопольде напоминает только небольшая дощечка на крайнем углу пилястра.

Под землей, могут сказать, все места одинаковы. Но Леопольд очень дорожил своей усыпальницей. А она почти выбросила его вон, отплатив таким образов за ненависть и презрение, которые он питал ко всем им, матери и сестрам. Последовали ее черствость, а вместе с ней жадность: она засоряет и могилы.

«в начало | дальше»