По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

В защиту Антонио Сальери

Антонио Сальери Меня уже много лет занимает трагическая судьба Антонио Сальери (Salieri, Antonio, 1750-1825). В самом деле, почти каждый, услышавший это имя, немедленно представляет себе злодея, отравившего (в буквальном или переносном смысле) жизнь Моцарта (Mozart, Wolfgang Amadeus, 1756-1791). Серьёзные исторические исследования, основанные на многочисленных документах, давным-давно установили полную абсурдность подобных представлений. В русскоязычной культуре миллионы людей почерпнули эти представления из маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», а также из её театральных постановок и экранизаций.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

подробнее»

Жизнь и творчество Антонио Сальери

Антонио Сальери Меня уже много лет занимает трагическая судьба Антонио Сальери (Salieri, Antonio, 1750-1825). В самом деле, почти каждый, услышавший это имя, немедленно представляет себе злодея, отравившего (в буквальном или переносном смысле) жизнь Моцарта (Mozart, Wolfgang Amadeus, 1756-1791). Серьёзные исторические исследования, основанные на многочисленных документах, давным-давно установили полную абсурдность подобных представлений. В русскоязычной культуре миллионы людей почерпнули эти представления из маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», а также из её театральных постановок и экранизаций.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

подробнее»

Семь смертных грехов Антонио Сальери

Антонио Сальери Давно и не нами замечено, что Пушкину для изготовления мифа о «светлом гении» нужен был некий набор фактов и имен. Вот он и воспользовался заурядной газетной уткой, в которой фигурировали имена Моцарта и Сальери, чтобы их устами рассказать (впервые по-русски!) историю про очередного Орфея в аду, а вернее — про борьбу златокудрого музыкального бога с музыкальным чертом-отравителем. К тому времени ни «ангела», ни «дьявола» в живых не было, сраму мифические персонажи не имут. Пушкинский Сальери демонстрирует публике не только все 7 смертных грехов, но в добавление к ним еще и удивительным образом совмещает полную творческую импотенцию с высшей квалификацией эксперта по шедеврам музыкального искусства и кровожадностью сказочного дракона.
1 | 2 | 3 | 4

подробнее»

Яд для Моцарта

Ф. Шаляпин в роли Сальери Наиболее распространенная версия смерти композитора — отравление. Она особенно укоренилась у нас в России благодаря знаменитой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». Крылатая фраза, что «гений и злодейство — вещи несовместные», прочно вошла в наш обиход, благо гениев мы не бережем, а со злодейством сжились. Героям Пушкина, конечно, обеспечено бессмертие, но это отнюдь не значит, что приговор, вынесенный Сальери, не может быть пересмотрен. Даже несмотря на то что он был вновь повторен кинематографом — фильм «Амадеус» собрал многомиллионную аудиторию.
1 | 2 | 3 | 4 | 5

подробнее»

Так был ли он убит?

Моцарт и Сальери Если даже совершенно отставить в сторону возможность отравления Моцарта, то «козни» Сальери заслуживают внимания хотя бы по той причине, которую указывает Паумгартнер: «Имя Антонио Сальери тесно связано в истории музыки с именем Вольфганга Амадея Моцарта. Именно на него взваливается большая часть вины за финансовые неудачи Моцарта. С полным правом можно сказать, что он понимал значимость конкурента и боялся его, и потому плел интриги». И теперь уж совсем непонятно, почему этому единственному в своем роде и явно одностороннему соперничеству в новом моцартоведении почти не находится места.
1 | 2 | 3

подробнее»

Моцарт и Сальери: встреча через два века

Моцарт и Сальери В майские дни 1997 года в Милане, в главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности. Понятно, что живых свидетелей быть не могло. Но правосудие вершилось в точном соответствии с установленной процедурой: судебную коллегию возглавлял председатель городского апелляционного суда, сторону обвинения представлял известный в Италии прокурор, защитниками были два известных миланских адвоката. В свидетели же — с обеих сторон — пригласили знаменитых врачей. Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

подробнее»

Моцарта убил... Меркурий?

Моцарт У композитора и его жены Констанцы родилось пятеро детей, выжили двое — Карл Томас и Франц Ксавьер. Имя последнего совпадает с именем Франца Ксавьера Зюсмайера, ученика, секретаря Моцарта и любовника его жены. Он-то, как в один голос уверяют моцартоведы, и являлся настоящим отцом мальчика Франца. Прелюбодей и карьерист был учеником не только Моцарта, но и... Сальери, который, согласно излагаемой версии, оказывался лишь звеном в цепи преступления, только передававшим яд в руки непосредственного убийцы — Зюсмайера. Откуда же шел дефицитный в ту пору «Меркурий»? От другого «героя» трагедии — графа и музыканта Вальзегга цу Штуппаха, того самого, который заказал Моцарту «Реквием». Как раз в его владениях (словенский город Идрия) и добывали в ту пору ртуть для Австрии.

подробнее»

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»

А. С. Пушкин М о ц а р т
Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов.
Не правда ль? Но я нынче нездоров,
Мне что-то тяжело: пойду засну.
Прощай же!
С а л ь е р и
До свиданья.

подробнее»

Л. Филатов. «Моцарт и Сальери»

Леонид Филатов Хозяин
(сердито)
Кто Вы такой?!
Незнакомец
(грубо)
Давай-ка без эмоций!..
Я — самый знаменитый из людей!..
Хозяин
(пытаясь осадить нахала)
Как Вас зовут?..
Незнакомец
(оскорбленно)
А ты не знаешь?.. Моцарт!..
Владимир Вольфо... Вольфганг Амадей!..

подробнее»

В. Барский. «Пушкин, Моцарт и Сальери»

Моцарт и Сальери. Рисунок П. Бунина Сальери: Сегодня стану я травить Моцарта

(Поднимает бутыль к глазам, встряхивает.)

Ну, зелье адское, не замутнело ль?
Нет, все о-кей. Так чист бывает, так прозрачен
только изумруд. Но здесь, в бутылке этой,
зеленый цвет, что нам о жизни говорит обычно,
ужасный яд являет.
Все говорят: нет правды на земле.
Но то, что в сей бутыли яд — есть правда!

(Ставит бутыль на фортепиано.)

подробнее»

Маленькая сантехническая трагедия

Пушкин Парная. Сальери один.

Сальери:
Все говорят, нет правды на земле.
И это правда. Например, вчера
сантехнику в семнадцатой квартире
я ставил — и потратил два часа,
чтоб выровнять капризный унитаз,
что не желал с биде быть параллельным
Я алгеброй гармонию проверил,
еще когда на «химии» сидел.
Но Моцарт все равно быстрей меня
все делает, не пользуясь отвесом,
а только на глазок. И в худший день
сшибает на пузырь «Наполеона»,
а я лишь на «Смирновскую» едва,
хотя «Наполеон» люблю не меньше,
чем плотник Дебюсси...

подробнее»

Моцарт и Сальери. Дубль два

А. Дюк. Моцарт и Сальери ... А, может, впрямь всему виной Сальери? Ведь если бы не он, то мне б сейчас рукоплескали, мои лишь оперы звучали бы везде и всюду. Да что там говорить! Моей капелла б стала, и моим театр, и был бы я придворным музыкантом. И деньги, были б деньги у меня! И слава!! Женщины, в конце концов!!!

Но что же делать? Ведь Сальери, хоть старше он меня, здоров, как дуб и крепок. Не слишком много пьет вина, и с девками распутными гулять не любит. И проживет, видать, еще не мало. Вот кабы смерть его прибрала чуть пораньше... Но — как? Случайность? Нет, случайности бывают лишь типа одного — когда теряешь сам ты кошелек, или любимая тебя бросает. А этот будет жить! И жить богато... Мои деньжата получая, заняв то место, что моим должно бы быть. И тратя деньги те, что мне предназначались, обидно мне! Особенно!

Нет! Я сам, я сам, своею собственной рукою должен... Но что? Дуэль? Нет, стану я посмешищем, не боле! Тогда нанять убийцу? Так где же деньги взять, ведь душегубу надо заплатить? Так что же?! Сам...

подробнее»