По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

Моцарт. Сочинения

Оперы —

духовный зингшпиль (сценич. оратория) Долг первой заповеди (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes, 1-я ч. коллективного соч., 1767, Зальцбург);

школьная опера (лат. комедия) Аполлон и Гиацинт, или Превращение Гиацинта (Apollo et Hyacintus, seu Hyacinthi Metamorphosis, либр. Р. Видля по «Метаморфозам» Овидия, 1767, Зальцбургский ун-т);

оперы-сериа:
Митридат, царь понтийский (Mitridate, re di Ponto, либр. В. А. Чинья-Санти по Ж. Расину, 1770, Милан, т-р «Реджо дукаль»), Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант (Idomeneo, re di Creta, ossia Ilia ed Idamante, 1781, Мюнхен, Резиденцтеатр), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, либр. П. Метастазио, переделка К. Маццолы, 1791, Прага, Сословный т-р);

serenata teatrale Асканий в Альбе (Ascanio in Alba, либр. Дж. Парини, 1771, Милан, т-р «Реджо дукале»), serenata drammatica Сон Сципиона (Il sogno di Scipione, либр. П. Метастазио, 1772, Зальцбург);

dramma per musica Луций Сулла (Lucio Silla, либр. Дж. де Гамерры, переделка П. Метастазио, 1772, Милан, т-р «Реджо дукале»); dramma per musica Царь-пастух (Il re pastore, либр. П. Метастазио, 1775, Зальцбург);

оперы-буффа:
Притворная простушка (La finta semplice, либр. M. Кольтеллини по К. Гольдони, 1768, пост. 1769, Зальцбург), Мнимая садовница (La finta giardiniera, либр. предположительно Р. Кальцабиджи, переделка М. Кольтеллини, 1775, Мюнхен, Редутенхаус), Каирский гусь (L’oca del Cairo, либр. Дж. Вареско, 1783, не закончена; с новым франц. либретто и доп. из «Обманутого жениха» пост. 1867, Париж), Обманутый жених, или Соперничество трёх женщин из-за одного возлюбленного (Lo sposo deluso, ossia La rivalitа di tre donne per un solo amante, 1783, не закончена), Свадьба Фигаро (Le nozze di Figaro, либр. Л. Да Понте по комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, 1786, Вена, «Бургтеатр»), Все они таковы (Cosi fan tutte, либр. Л. Да Понте, 1790, Вена, «Бургтеатр»);

dramma giocoso Дон Жуан (Наказанный распутник, или Дон Жуан, Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni, либр. Л. Да Понте по испан. легенде, обработанной в комедии «Севильский обольститель, или Каменный гость» Тирсо де Молина, и частично по либр. Дж. Бертати из оперы «Дон Хуан Тенорьо, или Каменный гость» Дж. Гаццаниги, 1787, Прага, Национальный театр графа Ностица);

зингшпили:
Бастьен и Бастьенна (либр. Ф. Вайскерна по пьесе «Любовь Бастьена и Бастьенны» Ш. С. Фавара, М. Ж. Фавар и Арни, пародировавшей оперу «Деревенский колдун» Ж. Ж. Руссо, 1768, Вена, частный дом), Заида (Сераль, Zaide, Das Serail, либр. А. Шахтнера, 1779-80, не закончена, 1866, Франкфурт-на-Майне, Штадттеатр), Похищение из сераля (Die Entfьhrung aus dem Serail, либр. К. Ф. Брецнера, переделка Г. Стефани-младшего, 1782, Вена, Нац. придв. т-р — «Бургтеатр»);

Komedie mit Musik Директор театра (Der Scnauspieldirektor, либр. Г. Стефани-младшего, 1786, Вена, дворец Шёнбрунн);

большая опера Волшебная флейта (Die Zauberflцte, либр. Э. Шиканедера по сказке «Лулу, или Волшебная флейта» К. М. Виланда с доп. из его же сказок «Лабиринт» и «Умные мальчуганы», а также по либр. К. В. Хенслера из оперы «Праздник солнца у браминов» Венцеля Мюллера, драмы «Томас, царь египетский» Т. Ф. фон Геблера и романа «Сетос» Ж. Террасона, 1791, Вена, «Виденертеатр»);

балет-пантомима — Безделушки (Les petits riens, балетмейстер Ж. Ж. Новер, 1778, Париж, т-р «Королевская академия музыки»);

мессы — 17 (1768-80, сочинены в Зальцбурге, в т.ч. т.н. Коронационная, 1779), 2 (1775, сочинена в Мюнхене; 1783, сочинена в Beне, не закончена);

реквием (1791, не закончен, с доп. Ф. Кс. Зюсмайра, исп. 1793, Вена);

4 литании, 2 вечерни (Vesper), Kyrie, оффертории, мотеты и др.;

оратория (azione sacra) Освобождённая Ветулия (La Betulia liberata, сл. П. Метастазио, 1771);

кантаты:
итал. — Кающийся Давид (Davidde pеnitente, 1785), нем. — Надгробная музыка (Grabmusik, 1767), Тебе, душа вселенной (Dir, Seele des Weltalls, 1785), Радость каменщиков (Die Maurerfreude, 1785), Вы, чтущие творца неизмеримого мира (Die ihr des unermeЯlichen Weltalls Schцpfer ehrt, для гол. с фп., 1791), Маленькая масонская кантата (Eine kleine Freimaurer-Kantate, 1791);

для оркестра — 

симфонии:
(В этой и последующих рубриках произв. М. обозначены по номерам указателя Л. фон Кёхеля (К...); буквы КА обозначают приложение (Anhang) к этому указателю)

1764-65 — Es-dur (К 16); 1765 — D-dur (К 19), B-dur (К 22); 1767 — F-dur (К 76), F-dur (К 43); 1768 — D-dur (К 45), G-dur (KA 221, Lambacher; предполагают, что написана отцом М., а М. принадлежит др., в той же тональности, приписывавшаяся отцу, т.н. Neue Lambacher), B-dur (KA 214), D-dur (К 48); 1769 — C-dur (К 73); 1770 — D-dur (К 81), D-dur (К 97), D-dur (К 95), D-dur (К 84), G-dur (К 74); 1771 — B-dur (KA 216, Mozart?), F-dur (К 75), G-dur (К 110), C-dur (К 96), F-dur (К 112), A-dur (К 114), F-dur (К 98, Mozart?); 1772 — G-dur (К 124), C-dur (К 128), G-dur (К 129), F-dur (К 130), Es-dur (К 132), D-dur (К 133), A-dur (К 134), D-dur (К 161, К 163; из 3 частей первые 2 — увертюра к опере Сон Сципиона); 1773 — C-dur (К 162), G-dur (К 199), D-dur (К 181), Es-dur (К 184, Ouvertьre), B-dur (К 182), g-moll (K 183); 1774 — C-dur (К 200), A-dur (К 201), D-dur (К 202); 1778 — D-dur (К 297, Pariser), B-dur (KA 8, Ouvertьre, Mozart?); 1779 — C-dur (K 318, Ouvertьre), B-dur (K 319); 1780 — C-dur (K 338); 1782 — D-dur (K 385, Haffner); 1783 — C-dur (K 425, Linzer); 1786 — D-dur (K 504, Prager); 1788 — Es-dur (K 543), g-moll (K 550), C-dur (K 551, Jupiter);

концерты для фортепиано с opкестром:
1773 — D-dur (K 175); 1776 — B-dur (К 238), C-dur (К 246); 1777 — Es-dur (K 271); 1782 — A-dur (К 414); 1782-83 — F-dur (К 413), C-dur (K 415); 1784 — Es-dur (К 449), B-dur (К 450), D-dur (К 451), G-dur (К 453), B-dur (К 456), F-dur (К 459, Krцnungskonzert I); 1785 — d-moll (К 466), C-dur (К 467), Es-dur (K 482); 1786 — A-dur (К 488), c-moll (К 491), C-dur (К 503); 1788 — D-dur (К 537, Krцnungskonzert II); 1791 — B-dur (К 595);

рондо для фортепиано с оркестром:
1782 — D-dur (К 382), A-dur (K 386);

концерт для 2 фортепиано с оркестром:
1779 — Es-dur (К 365);

концерт для 3 фортепиано с оркестром:
1776 — F-dur (К 242);

концерты для скрипки с оркестром:
1775 — B-dur (К 207), D-dur (К 211), G-dur (К 216), D-dur (К 218), A-dur (К 219) (принадлежность М. 3 др. концертов для скр., в т.ч. D-dur (К 271 а, 1777?), оспаривается);

рондо для скрипки с оркестром:
1781 — C-dur (К 373);

концерт для 2 скрипок с оркестром:
1774 — C-dur (К 190, Concertone, Большой концерт);

концерт для скрипки и альта с оркестром:
1779 — Es-dur (К 364, Sinfonia concertante. Концертная симфония);

концерт для флейты с оркестром:
1778 — G-dur (К 313);

концерт для гобоя (или флейты?) с оркестром:
1778 — D-dur (К 314);

концерт для кларнета с оркестром:
1791 — A-dur (К 622);

концерт для фагота с оркестром:
1774 — B-dur (К 191);

концерты для валторны с оркестром:
1782 — D-dur (К 412); 1783 — Es-dur (К 417), Es-dur (К 447); 1786 — Es-dur (К 495);

концерт для флейты и арфы с оркестром:
1778 — C-dur (К 299);

серенады для симфонического оркестра:
1769 — D-dur (К 100), G-dur (К 63), B-dur (К 99, Cassation); 1773 — D-dur (К 185); 1774 — D-dur (К 203); 1775 — D-dur (K 204); 1776 — D-dur (К 250, Haffner), F-dur (К 101, Stдndchen); 1776-77 — D-dur (К 286, Notturno для 4 орк.); 1779 — D-dur (K 320);

серенады для струнного оркестра:
1776 — D-dur (К 239, Serenata notturna, с квартетом солистов и литаврами); 1787 — G-dur (К 525, Eine kleine Nachtmusik);

серенады для духового ансамбля:
1781 — B-dur (К 361, Gran partita, 12 духовых инструментов и контрабас); 1781-82 — Es-dur (К 375, секстет); 1782 — c-moll (К 388, Nacht-Musique, октет);

дивертисменты для оркестра:
1771 — Es-dur (К 113, Concerto); 1772 — D-dur (К 131); 1773 — D-dur (K 205); 1776 — F-dur (К 247), D-dur (К 251); 1777 — B-dur (K 287); 1779 — D-dur (K 334);

дивертисменты для струнного оркестра:
1772 — D-dur (К 136), B-dur (К 137), F-dur (К 138);

дивертисменты для духового ансамбля:
1773 (?) - C-dur (К 187, 2 флейты, 6 труб и 4 литавры); 1773 — B-dur (К 186, децимет), Es-dur (К 166, децимет); 1775 — B-dur (KA 227, октет, Mozart?), F-dur (К 213, секстет); 1776 — B-dur (К 240, секстет), Es-dur (К 252, секстет), C-dur (К 188, 2 флейты, 6 труб и 4 литавры), F-dur (К 253, секстет); 1777 — B-dur (К 270, секстет), Es-dur (К 289, секстет); 1783 — 5 Divertimenti, Es-dur (KA 229, KA 229a, 2 кларнета или бассетгорна и фагот);

разные пьесы для оркестра и ансамбля:
1766 — Galimathias musicum (Quodlibet, К 32, орк. с клавиром); 1785 — Maurerische Trauermusik, c-moll (К 477); 1787 — Ein musikalischer SpaЯ, F-dur (K 522, 2 скр., альт, бас и 2 валторны); марши (нек-рые присоединялись к серенадам), танцы (менуэты, контрдансы, лендлеры, «немецкие» и др.), части симфоний и др.;

церковные сонаты —

для органа(?) и струнного оркестра:
1772 (?) - Es-dur (К 67), B-dur (К 68), D-dur (К 69);

для органа и струнного оркестра:
1772 — D-dur (К 144), F-dur (К 145); 1775 — B-dur (К 212); 1776 — G-dur (К 241), F-dur (К 224), A-dur (К 225), F-dur (К 244), D-dur (К 245); 1777 — G-dur (К 274); 1779 — C-dur (К 328); 1780 — C-dur (К 336);

для органа и оркестра:
1776 — C-dur (К 263); 1779 — C-dur (К 278), C-dur (К 329);

квинтеты —

для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели:
1773 — B-dur (К 174); 1787 — C-dur (К 515), c-moll (К 406, обработка серенады Для дух. инструментов К 388); 1791 — Es-dur (К 614);

для 2 скрипок, альта, виолончели и кларнета:
1789 — A-dur (К 581);

для скрипки, 2 альтов, виолончели, валторны (или 2-й виолончели):
1782 — Es-dur (К 407);

для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота:
1784 — Es-dur (К 452);

для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели:
1791 — Adagio und Rondo, c-moll — C-dur (К 617);

квартеты —

для 2 скрипок, альта и виолончели:
1770 — G-dur (К 80); 1772 — D-dur (К 155), G-dur (К 156); 1772 −73 — C-dur (К 157), D-dur (К 158); 1773 — B-dur (К 159), Es-dur (К 160), F-dur (К 168), A-dur (К 169), C-dur (К 170), Es-dur (К 171), B-dur (К 172), d-moll (К 173); 1782 — G-dur (К 387); 1783 — d-moll (К 421), Es-dur (К 428); 1784 — B-dur (К 458, Jagdquartett, Охотничий); 1785 — C-dur (К 465); 1786 — D-dur (К 499); 1788 — c-moll (К 546, Adagio und Fuge); 1789 — D-dur (К 575); 1790 — B-dur (К 589), F-dur (К 590); 1782 (1783?) — 5 четырёхголосных фуг из Хорошо темперированного клавира И. С. Баха (перелож., К 405);

для скрипки, альта, виолончели и флейты:
1777 — D-dur (К 285); 1778 — G-dur (К 285а), C-dur (KA 171), A-dur (К 298);

для скрипки, альта, виолончели и гобоя:
1781 — F-dur (К 370);

для фортепиано, скрипки, альта и виолончели:
1785 — g-moll (К 478), Es-dur (К 493);

трио —

для 2 скр, и виолончели — 1777 — B-dur (К 266);

для скрипки, альта и виолончели:
1782 — 5 трёхголосных фуг И. С. Баха и фуга В. Ф. Баха (перелож. и присоединение к каждой фуге вступления, в четырех номерах — Adagio M., в двух номерах — перелож. Adagio и Largo из органных сонат И. С. Баха, К 404 а), 1788 — Divertimento Es-dur (К 563);

для фортепиано, скрипки и виолончели:
1776 — B-dur (К 254, Divertimento); 1783 — d-moll (К 442), 1786 — G-dur (К 496), B-dur (К 502); 1788 — E-dur (К 542), C-dur (К 548), G-dur (К 564);

для фортепиано, альта и кларнета:
1786 — Es-dur (К 498);

дуэты —

для фортепиано и скрипки:
сонаты — 1762-64 — C-dur (К 6); 1763-64 — D-dur (К 7), B-dur (К 8); 1764 — G-dur (К 9), B-dur (К 10), G-dur (К 11), A-dur (К 12), F-dur (К 13), C-dur (К 14), B-dur (К 15) (сонаты К 10-15 для фп. и скр. или флейты, по желанию с влч.); 1766 — Es-dur (К 26), G-dur (К 27), C-dur (К 28), D-dur (К 29), F-dur (К 30), B-dur (К 31); 1778 — G-dur (К 301), Es-dur (К 302), C-dur (К 303), A-dur (К 305), C-dur (К 296), e-moll (К 304), D-dur (К 306); 1779 — B-dur (К 378); 1781 — G-dur (К 379), F-dur (К 376), F-dur (К 377), Es-dur (К 380); 1782 — C-dur (К 403), C-dur (К 404), A-dur (К 402); 1784 — B-dur (К 454); 1785 — Es-dur (К 481); 1787 — A-dur (К 526); 1788 — F-dur (К 547);
вариации — 2 цикла, 1781; вариации для скр. и альта: duo — 1783 — G-dur (К 423), B-dur (К 424);

для фагота и виолончели:
соната — 1775 — B-dur (К 292);

для 2 бассетгорнов:
12 duo — 1786 (К 487);

для фортепиано в 4 руки —
сонаты: 1765 — C-dur (К 19d); 1772 — D-dur (К 381); 1774 — B-dur (К 358); 1786 — F-dur (К 497); 1787 — C-dur (К 521);
вариации — G-dur (К 501);

для 2 фортепиано
соната: 1781 — D-dur (К 448); фуга — 1783 — c-moll (К 426);

для клавира (фортепиано):

сонаты — 1774 — C-dur (К 279), F-dur (К 280), B-dur (К 281), Es-dur (К 282), G-dur (К 283); 1775 — D-dur (К 284), 1777 — C-dur (К 309), D-dur (К 311); 1778 — a-moll (К 310), C-dur (К 330), A-dur (К 331), F-dur (К 332), B-dur (К 333); 1784 — c-moll (К 457); 1788 — F-dur (К 533), C-dur (К 545), F-dur (KA 135, KA 138 а); 1789 — B-dur (К 570), D-dur (К 576);
вариации — 15 циклов (1766-91);
рондо — 1786 — D-dur (К 485), F-dur (К 494, вошло в сонату К 533); 1787 — a-moll (К 511);
фантазии — 1782 — c-moll (К 396, первонач. для фп. и скр.), d-moll (К 397); 1785 — c-moll (К 475);
разные пьесы — Allegro (несколько номеров), менуэты, прелюдия и фуга, жига, Adagio, маленький траурный марш; для органчика — Adagio и Allegro (1790), фантазия, Andante (1791);

для стеклянной гармоники — Adagio (1791);

вокальные произведения с оркестром
арии (свыше 50), ансамбли, хоры, песни;

вокальные произведения с фортепиано
песни (30), ансамбли;

для нескольких голосов (или хоров) — каноны (40);
музыка к героич. драме «Тамос, царь египетский» («Thamos, Kunig von Egypten» Геблера, 1773, исп. 1774, Вена (?); 2-я ред. 1776 или 1779, Зальцбург).

«в начало