По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

«Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли

Тень Марии Магдалены

5 января в каталоге барона фон Кехеля появляется сиятельный гость, концерт для фортепиано с оркестром. Это Концерт Си-бемоль мажор. Барон дает ему номер 595. Элегантная проза Альфреда Эйнштейна представляет его полным траурных предчувствий, почти философским упражнением (стоическим? христианским?), соответствующим тому чувству добродетельного примирения, которое Вольфганг подсказывал своему отцу, когда описывал смерть как «истинного и лучшего друга человека».

Но некоторые исследователи отказываются от этой очередной фальсификации. Склонный к умеренности Алоис Грайтер изменяет себе и возрождает старинную традицию, которая утверждает, что этот Концерт Моцарт написал для Магдалены Хофдемель, хотя по вполне понятным соображениям посвящение было опущено. В произведениях Моцарта посвящения вообще редки.

На десять лет моложе Моцарта, Мария Магдалена была дочерью Готхарда Покорни, школьного учителя и капельмейстера в городе Брюнн, и женой того самого Франца Хофдемеля, у которого Вольфганг в апреле 1789 года попросил взаймы сто флоринов, которые были нужны ему для путешествия в Берлин. Моцарт выдал Хофдемелю вексель с обязательством возвратить взятую в долг сумму в течение четырех месяцев, и, как всегда, подписал его не принадлежавшим ему титулом «капельмейстер на действительной королевской и императорской службе». Хофдемель опротестовал вексель у торговца, который вынудил должника к отчаянной мольбе, обращенной к другу Пухбергу в письменной форме пять недель спустя после возвращения из Берлина.

Может быть, благодаря масонской благовоспитанности или благосклонности Магдалены, но отношения между Моцартом и Хофдемелем остались сердечными, несмотря на малоприятный эпизод. Когда распространился слух, что Моцарт берет учеников, Хофдемель послал ему супругу, или позволил ей это, невзирая на высокие гонорары учителя, которые всем были известны.

Заработок Хофдемеля составлял 400 гульденов, половину тех 800, которые получал Моцарт от двора и которые биографы приучили нас воспринимать как хлеб бедняка. Но в те времена, согласно правилам, чиновники и официальные лица не жили одним только заработком. Хофдемель обладал состоянием. В противном случае, он не смог бы одолжить многие тысячи гульденов некоему графу, о чем мы знаем из его просьбы возвратить сумму в 4400 гульденов в марте 1791 года.

«в начало | дальше»