По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

«Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли

«Этот единственный Моцарт» (продолжение)

«ГДЕ БЫ Я МОГ научиться считать деньги? У меня их было слишком мало. Я знаю, что, когда один раз у меня было 20 дукатов, я думал, что уже богат. Только необходимость учит считать деньги». Так ответил Моцарт девять лет назад на упрек своего отца. Но потом денег у него в руках побывало слишком много, и в большой спешке. Какую бы сумму ему ни заплатили, она казалась ему Spottgeld, как он вскоре выразится, чаевыми, горстью бобов. Это был искаженный взгляд того, кому не хватает никакой суммы, в чьих руках любой заработок испаряется в несколько дней, кто утратил чувство возможного сравнения.

Нэнси Стораче зарабатывала за один вечер 4000 Гульденов, но с ней нельзя сравнивать. Еще и сегодня инструменталисты, дирижеры и модные певцы зарабатывают за один вечер больше, чем функционер за год. Более допустимо сравнение 800 Гульденов моцартовского жалованья с теми 2000, которые получал Глюк, хотя Моцарт, все время зарившийся на чужое достояние, с трудом признал бы справедливость этого вознаграждения, следствия большого срока службы и славы, за все услуги, которые оказал Глюк Двору и Государству.

Другие точки отсчета Моцарт предпочел забыть. Своего отца, на чье честное существование хватало годового жалованья в 350 (позднее в 400) флоринов. Или Франца Йозефа Гайдна, который в декабре 1787-ого года, в те дни, когда Моцарт был назначен на должность Камеркомпозитора, поведал в письме одному пражскому другу о своей надежде, что столица Богемии будет крепко держать этого драгоценного человека, а также вознаграждать его, потому что «без вознаграждения история больших гениев печальна. Это причина, благодаря который так много многообещающих талантов исчезает. У меня вызывает гнев, что этот единственный Моцарт все еще не имеет должности при дворе, императорском или королевском».

Восемьсот флоринов годовых показались бы чем угодно, но не заслуживающими пренебрежения великому Гайдну, который получал от своих князей четыреста. И произвели большое впечатление на редактора «Альманаха Императорских и Королевских Театров Вены», который выразил «глубочайшую радость всех друзей музыкального искусства», потому что «необыкновенный артист, в течение долгого времени не признанный и недостаточно оцененный», был «наконец принят на действительную императорскую службу с соответствующим жалованьем».

«в начало | дальше»