По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

«Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли

Тень Марии Магдалены (продолжение)

18 декабря та же самая прессбургская газета, что 7 декабря поведала о преступлении, не называя, однако, имен, вернулась к теме с утешительными новостями: «Самоубийца, как уже известно, лишил себя жизни более по причине депрессии, чем по причине ревности». После того, как угроза скандала была ликвидирована, был расчищен путь для монаршей милости: «Вдова самоубийцы еще жива, и не только многие дамы, но и Ее Величество Императрица лично обещали помощь этой госпоже, чье поведение признано безупречным. Были предприняты шаги также в отношении вдовы покойного капельмейстера Моцарта. Его Величество Император оставил ей весь заработок ее мужа, и барон Ван Свитен взял на себя заботу о ее сыне».

Ни одна из этих последних новостей не соответствовала истине. Оставить вдове весь заработок ее умершего мужа, даже если он звался Моцартом, было безумием, которое не могло иметь места, если речь шла о признательности в стиле Габсбургов. Но корреспонденция сохраняет острый интерес, потому что ее целью является замаскированное опровержение. Бюрократический автоматизм делал все, чтобы представить две ситуации абсолютно чуждыми друг другу.

Три месяца спустя Магдалена обратилась в Венский Муниципалитет с просьбой о субсидии в 1000 гульденов. Ей было выдано 560, и с этой суммой она возвратилась в родной Брюнн, где жил, окруженный почтением, ее отец Готтхард Покорни (1733-1802). Он переехал в этот моравский город более тридцати лет назад, но принадлежал к уважаемой династии богемских музыкантов. Друзьями семьи были родители Карла Черни, любимого ученика Бетховена. И в доме Черни останавливалась Магдалена во время своих периодических наездов в Вену. Моралист и пуританин, Бетховен долго воздерживался от того, чтобы играть в присутствии Магдалены, «из-за той истории с Моцартом». Впоследствии его убедили или в том, что распространенные слухи были ложны, или что Магдалена никоим образом не была ответственна за преступление мужа. Тогда он согласился играть, что в подобных случаях означало импровизацию, и ученица Моцарта сказала, что Бетховен превзошел даже ее учителя.

Есть нечто в поведении Бетховена, что напоминает об обдуманной резкой перемене взгляда. Сын Магдалены, родившийся и крещенный 10 мая 1792 года и умерший ранее августа 1804-го, имел честь в своей недолгой жизни брать уроки фортепиано у Бетховена, в то время как тот никогда не давал уроков подросткам, включая своего племянника. Может быть, его привлекала идея наставить в музыке предполагаемого сына Моцарта? Или же убеждение в том, что он «новый Моцарт», которое он упрямо культивировал до тридцати лет, побудило его изменить мнение и чувства по отношению к той, что с большой долей вероятности была последней любовницей Моцарта? Была ли еще красива тридцатипятилетняя Магдалена?

«в начало | дальше»