По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский
Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович
«Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли
«Этот единственный Моцарт» (окончание)
С поля битвы у ворот Белграда, где он находился в конце февраля
Целые поколения читателей Мемуаров приняли на веру суждение, которое Да Понте вложил в уста своего Цезаря, и которое звучит, несмотря на сдержанность, как аристократическая похвала: «божественна, ... но не по зубам моим венцам», и ответ Моцарта: «Дадим им время разжевать ее».
Разговоры и оценки были изобретены лгуном-аббатом, потому что Йозеф так никогда и не услышал Дон Жуана, и Да Понте это знал. Император вернулся с поля сражения 5 декабря и мог бы пойти на последнее представление
Моцарт, безусловно, знал, что Кайзер никогда не слышал Дон Жуана, но так и не узнал о подлинных чувствах, которые питал Йозеф к его музыке, и о подлинных соображениях, которые побудили Императора дать ему должность в конце
Трогательный ответ Моцарта в ответ на предложение платить ему 3000 талеров, если он переедет в Берлин: «Я должен бы был оставить моего доброго Императора», представляется, в передаче Констанцы Ниссену, приторным и сомнительным. Но он полностью совпадает со словами, которые Вольфганг написал в протицированном нами письме к Наннерль, и объясняется, если подумать о постоянном кипении надежд и разочарований, которым было его существование рядом с не поддающимся разгадке деспотом. В этом аромат моцартовской подлинности. Неспособность проложить себе дорогу, воспользоваться удачными моментами, неумение себя подать, привести дело к завершению. Те качества, которые барон Гримм отметил в молодом маэстро еще в Париже. Вечная вера в мечты, химеры, счастье, которое существует только в воображении, и которое и есть настоящее счастье.
Моцарт даже отдаленно не подозревал, когда наконец Йозеф решился вновь призвать его на службу в качестве оперного композитора во второй половине