По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

«Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли

«Этот единственный Моцарт» (продолжение)

800 флоринов жалованья позволяли Моцарту платить за аренду своей элегантной квартиры и взнос (400 флоринов) за обучение сына Карла в не менее элегантном Интернате Перхтольсдорф (с 1787-ого года). Своей сестре, которая задала ему вопрос об особенностях его службы, он ответил 2 августа 1788 года, что «Кайзер определил меня к сочинению камерной музыки, но, в настоящий момент, с окладом в 800 в фл.», сразу же поощряя себя в добавлении: «Никто из тех, кто занят камерной музыкой, не получает столько же». Еще он добавил, что на афишах его «пражской оперы Дон Жуан, которая скоро пойдет в Вене», было написано, что музыка «принадлежит Господину Моцарту, капельмейстеру на действительной службе Его Имп. Величества».

Жалованье казалось ему нищенским, потому что он сравнивал его с большими заработками минувших лет или, может быть, с теми сказочными дарами, которые когда-нибудь, в голубых замках его воображения, Йозеф II должен был ему преподнести.

Биографы сослужили ему плохую службу. Они бесконтрольно приняли на веру жалобы, которые сопровождали сезон ипохондрии, и представили экономическое и общественное положение Моцарта, под фальшивым углом зрения, в виде катастрофы. И только достойными усмешки и гротескными представляются вопли тех истерических приверженцев, которые протестуют против «преступной траты деяний гения». Обвинения, достойные сумасшедшего дома. «Гений» не существуют среди категорий, признанных человеческим трудом. С момента своего рождения он должен примириться с идеей, что только потомки его оценят.

ГОРАЗДО ТРУДНЕЕ восстановить отношения, которые Моцарт имел с Йозефом — директором и заказчиком его театра, и то мнение, которое об этих отношениях могло сложиться у большого общества. Бургтеатр не был обычным предприятием, но политическим инструментом Йозефа, и именно в таком качестве был известен. Заказ на Похищение из сераля был высочайшим выбором, за премьерой оперы спустя девятнадцать дней последовали свадебные торжества. То же высочайшее происхождение имело вмешательство, которое положило конец интригам и жалобам недовольных певцов.

В немецком секторе Придворного Театра козни Сальери, которые наводили слишком большой страх, не имели власти. И потом, в это время Сальери пребывал в Париже, занятый постановкой своих Данаид. Правда была в том, что Моцарта считали чуждым театру, модным пианистом, максимум — сочинителем камерной музыки, который пытался сделать театральную карьеру, в то время как она не соответствовала его таланту. Таким он и остался, не по причине тех или иных интриг, но согласно вкусу венцев, которые в течение семи лет, прошедших с рождения итальянского театра и до Так поступают все женщины, провозгласили шумное превосходство над Моцартом Паизиелло, со 166-ю представлениями его опер, Сальери, со 138-ю, Чимарозы, со 124-мя, Мартина-и-Солера, прозванного Мартини, со 105-ю, и даже Сарти, с 91-им.

«в начало | дальше»