По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

Дэвид Вейс. «Возвышенное и земное»

В. А. Моцарт Книга эта — исторический роман, а отнюдь не биография, документальная или романтизированная. Исторический — потому, что жизнь Моцарта тесно переплетена с историческими событиями времени, и, следовательно, эта книга является также и историей его времени. Роман — потому, что в создании образов и развитии действия автор прибегал к средствам художественной прозы. Однако труд этот никак не полет фантазии.

Все внешние обстоятельства в ней подлинные. Улицы, дома, дворцы, города, мебель, одежда — весь быт второй половины восемнадцатого века — описаны такими, какими они были при жизни Моцарта.

подробнее»

Дэвид Вейс. «Убийство Моцарта»

В. А. Моцарт В ночь на понедельник 5 декабря 1791 года, когда часы показывали без пяти минут час, скончался Вольфганг Амадей Моцарт. Доктор Клоссет, лечивший больного, поставил следующий диагноз его роковой болезни: «вне всякого сомнения, тяжелая форма брюшного тифа». Главный врач Всеобщей венской больницы доктор фон Саллаба, приглашенный на консилиум доктором Клоссетом, со всей определенностью заявил: «Моцарт умер от прилива к голове». В приходской книге собора святого Стефана, помощником капельмейстера которого незадолго до смерти назначили Моцарта, хранится запись о том, что его смерть была вызвана «жестоким гриппом с сильнейшей лихорадкой». Доктор Гульденер, который не лечил умирающего композитора, но являлся другом доктора Клоссета, утверждал, что Моцарт умер от «ревматически-воспалительной лихорадки». В придворном некрологе объявлялось, что третий императорский капельмейстер скончался «от водянки сердца». Но все симптомы его болезни указывали на то, что он умер от «расстройства почек».

подробнее»

«Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли

Пьеро Бускароли Очевидное отсутствие высоких моральных и культурных качеств не препятствует сиянию чудесного метеора, и абсолютно заурядный человек может быть наделен музыкальным гением. Появившиеся неизвестные документы, дотоле лежавшие в архивах и библиотеках, поставили под сомнение факты, казавшиеся несомнеными, и создали немало загадок. Все, что мы знали о смерти Моцарта, оказалось продуктом фальсификаций, которые биографы продолжают повторять. Обстоятельства, известные современникам, были с ожесточением уничтожены. Почему? Я проделал огромный путь назад, и открытия относительно смерти Моцарта привели меня к открытиям относительно последнего периода его жизни. Моя книга не является новой биографией, но лишь правдой, которая долгое время была похороненной и явилась на свет среди огромного количества неожиданностей.

подробнее»

В. Козырев. «Реквием Моцарта»

В. А. Моцарт До сих пор исследователи биографии В. А. Моцарта в недоумении: как могло случиться, что он, Моцарт, буквально озолотивший своей «Волшебной флейтой» либреттиста и театрального антрепренера Шиканедера, сам в это время умирал полунищим? Как могло произойти, что его похоронили по третьему разряду, прямо во рву вместе с десятком бродяг и нищих, не предоставив даже пусть и скромной, но отдельной могилы? И совсем уже загадочно: как могло случиться, что никто (даже жена) не проводила его в последний путь до кладбища, так, что и место погребения его до сих пор остается неизвестным?

Много загадок таит судьба Моцарта. Загадочна даже сама его смерть, которую до сих пор многие считают насильственной.

подробнее»

Е. Медников. «Моцарт»

Моцарт Порою Моцарт сам удивлялся тому, что слыл в обществе человеком беззаботным и жизнерадостным. Но всякий раз понимал, что удивляться, в общем-то, нечему. Не то чтобы на людях он совсем забывал о своем безденежье и вечно поджатых губах недовольной Констанции. Это просто казалось неважным. Дружеская беседа или восхищенные взгляды женщин, прекрасное вино или звуки музыки — да любая из этих причин была бы достаточной для того, чтобы постылая жизненная проза отошла куда-то в сторону.

подробнее»

Майя Шварцман. «Выбор и риск Леопольда Моцарта»

Леопольд Моцарт Что можно сказать об отце, который не пустил сына в школу, и потому малыш никогда не общался со сверстниками, не бегал с друзьями по улицам, не играл с ними в догонялки, прятки и камушки, не валял дурака, не возвращался с уроков, весь закиданный снежками, в милый теплый дом? Что сказать об отце, который нещадно эксплуатировал труд своего ребенка, заставляя его работать буквально на износ с самого нежного возраста, и опускал порой баснословные суммы, заработанные этим мальчиком, в свой карман? Кто он — угнетатель, монстр, садист, вымещавший на ребенке свои собственные неудачи и застарелые комплексы? Тиран, деспот?

подробнее»

Письма Моцарта

Письма Моцарта (.pdf)