По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

«Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли

Тень Марии Магдалены (продолжение)

Что касается учеников, то в мае у Вольфганга их было двое, и он писал Пухбергу о желании довести их число до восьми. Удалось ли ему это, мы не знаем. Во главу списка нужно поставить Франца Ксавера Зюсмайра (1766-1803), старшего сына школьного учителя и регента хора из городка Шваненштадт в Верхней Австрии. Отслужив обычный срок в качестве мальчика-певчего и музыканта в аббатстве (он играл на органе, скрипке, а также пел), в 1788 году Зюсмайр прибыл в Вену вместе с Иоганном Михаэлем Фоглем, будущим шубертовским певцом. Его отношения с Моцартом сделались очень тесными в 1791 году. Его отношения с Констанцей были отмечены той степенью интимности, что ее природа, границы и взаимные роли стали и навсегда остались предметом сплетен, клеветы, осуждения и даже страстной защиты.

Благодаря сотрудничеству с Моцартом, всегда предположительному и никогда точно не документированному, от простого копирования и работы над речитативами, как в случае с «Милосердием Тита», до завершения Реквиема, Зюсмайр фигурирует в качестве подлинного ученика и наследника. Разрыв отношений с Констанцей, какова бы ни была его природа, произошел вскоре после смерти учителя и Зюсмайр, пройдя ученический период у Сальери, добился значительного успеха как театральный композитор в Вене и Праге.

После двух лет службы в качестве дирижера и клавесиниста, он был назначен капельмейстером Бургтеатра и развил активную деятельность как сочинитель вокальной и инструментальной музыки. Его «Зеркало из Аркадии», о котором говорили, что оно является подражанием «Волшебной флейте», имело большой успех в 1794 году. Зюсмайр умер от туберкулеза в 1803-ем году, после долгих письменных ссор с Констанцей, причиной которых были разногласия относительно реальной части музыки, принадлежащей ему в Реквиеме.

B разное время и с разной степенью уверенности среди учеников Моцарта можно назвать Франца де Паула Розера, сына церковного капельмейстера из Линца, его друга Людвига Галля, кларнетиста-виртуоза из Мейнингена Карла Андреаса Гепферта и талантливого пианиста Антона Эберля. В 1791 году учеником Моцарта стал также гобоист-дилетант Людвиг Франц Монтекукколи.

Среди многих имен, фигурирующих в качестве учеников Моцарта, эти могут быть названы с наибольшей степенью вероятности. Но только двое из них могут по праву претендовать на место в моцартовской легенде: Зюсмайр и Мария Магдалена, для некоторых непрошеная гостья, прочими невидимая и забытая, и, наконец, восстановленная отдельными исследователями в своей роковой роли подлинной причины смерти Моцарта.

«в начало | дальше»