По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

«Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли

«Этот единственный Моцарт» (продолжение)

И действительно, к этой черте Императора подтолкнули его сухое просветительство, его бесчувственный рационализм. Он задумал отнять у смерти великолепие и торжественность, повелев и для себя самого использовать старый саркофаг, чья отвратительная геометрия контрастирует, в Крипте Капуцинов, целому лесу из расплавленного и чеканного металла, который охраняет сон его родителей. И все же его саркофаг в наше время не вызывает удивления. Мы думаем, что любую вещь, принадлежащую прошлому, можно объяснить с помощью общих мест и таких этитеток, как путеводители, и не замечаем в этом сакофаге ничего, кроме происшедшего перехода от рококо к неоклассицизму.

Йозеф II содействовал, большим количеством приказов и декретов, внедрению похорон без кортежей оплакивающих, похорон предельно простых, лишенных риторических и дорогих украшений, с использованием гигиенических общих могил, засыпанных негашеной известью. Теперь была его очередь, и эти похороны он заслужил в полной мере. /.../

В первые года своей венской жизни Моцарт должен был впасть в иллюзию, что его Цезарь открыл для него секреты своей души. Одной из пятидесяти книг его маленькой библиотеки были Замечания о характере и действиях Йозефа II, свидетельство усилия, совершенно необычного для моцартовского темперамента, предельно чуждого любого политического и общественного интереса, лучше понять человека, которому он доверил свою фортуну, и который должен был представлять для него неразрешимое неизвестное. Для него, точно так же, как для современников, если правда то, что книги и книжонки о Йозефе II и всех возможных отражениях его политики, от знати до религии, от медицины до сексуальных обычаев, от законодательства до прессы, от монастырей до тайных обществ, от криминалистики до народного образования, появлялись сотнями, особенно в первые годы его царствования. /.../

На этих похоронах, без участия в которых Камеркомпозитор не мог обойтись, он имел возможность испробовать то, о чем говорилось: что йозефизм будет похоронен вместе со своим изобретателем, и что новый суверен придет с целью разрушить то, что оставалось от дел брата.

Граф Цинцендорф, который следил за музыкантом с того момента, как увидел его в первый раз, шестилетнего, и затем отметил в своих дневниках все его начинания, мог бы дать ему полезные советы. Другие полезные советы Моцарт получил от барона Ван Свитена, который не питал иллюзий: быть рядом с покойным и иметь от него должности и полномочия, стоило ему смещения, как только наследник трона стал хозяином положения. Ван Свитен видел вещи в правильном свете, но не был в состоянии реагировать немедленно.

«в начало | дальше»