По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

«Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли

Тень Марии Магдалены (продолжение)

Аберт был прав, когда находил устаревшим «романтический» образ, нарисованный Яном: тот Моцарт имел вечно юное лицо Аполлона и был идеальным спутником Рафаэля. Но не менее устарел и Моцарт «демонический», который занял место предшественника с помощью романистов, эссеистов и философов. Роден создал портрет Моцарта, который кажется близнецом Малера. «Я явил миру абсолютно нового Моцарта, моего Моцарта, который ни в коей мере не претендует на вечную значимость», — благоразумно выразился скульптор о своей работе.

Ослепление «демоническим» и эстетствующая мания так называемого анализа, этих формальных описаний, которые приводят в восторг музыковедов, и в которых ни один автор не узнал бы своих произведений, запретили Аберту сохранить и реставрировать «Традицию» в местах, оставшихся без всякой защиты благодаря дизертирству Яна. И образ того, что ему уже являлся в качестве «неуловимого художника», стал достоянием другой крайности: абстракции и фальсификации.

Изгнанная из официальных биографий, история Марии Магдалены нашла прибежище, как все вышедшие из употребления легенды, в народной литературе. В год пятидесятилетия со дня смерти Моцарта Леопольд Шефер опубликовал Mozart und seine Freundin, «новеллу», которая появилась в «музыкальном альбоме за 1841-ый год», названном Орфей. В 1874 году венцы вспомнили о Магдалене благодаря оперетте с музыкой Франца Зуппе. Еще одна новелла о Франце Хофдемеле появилась в 1832 году. Романтический вклад немцев, как прежде итальянцев, в жизнь их художников, пересекается с многочисленными особенностями хорошо известной легенды, и мог бы стать ее отдельной главой: художник — волшебник и властитель, который покоряет женщин, принадлежащих обычному человеку.

Ян поддался страху, и то, как эта история могла быть уничтожена, да так, что стала нереальной, несмотря на такой источник, как Черни, присутствие Бетховена и авторитет Кехеля, является только одним из фактов, вымаранных из последнего года моцартовской биографии. Факт свели к болтовне, имя — к инициалу, даты подверглись изменениям. Вот так и сформировались оценки Дейча и Роббинса Ландона относительно связи истории Хофдемелей со смертью Моцарта: у первого «необоснованная», у второго «лишенная доказательств». Те специалисты, что последними пополнили ряды историков Моцарта, кривят рот, как от стариковской неприличной отрыжки.

«в начало | дальше»