По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

«Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли

Тень Марии Магдалены (продолжение)

Именно присутствие в этой истории Бетховена и Черни не позволяет отодвинуть ее в область непристойных выдумок. Напротив, все говорит за ее реставрацию. В 1852 году в Вене именно Черни поведал о ней Отто Яну. В первом издании его биографии (1856-1859) еще можно обнаружить робкие следы истории Магдалены, наряду с предсказаниями ее будущего уничтожения. Хотя еще в 1866 году, говоря об ее источниках, Ян заявлял, что «ни в коей мере не сомневается в их серьезности и достоверности», он не обладал достаточной долей независимости в мнениях, чтобы сохранить ее в последующих изданиях. Хотя правдивость истории ему подтвердил такой достойный доверия персонаж, как барон Людвиг фон Кехель.

Если бы Кехель, вместо того, чтобы составить каталог, написал биографию, уничтожение памяти об истории Магдалены было бы невозможно. Ян, хотя и убежденный в ее правдивости, поддался страху перед чрезмерной стыдливостью среды, во имя так называемого уважения к Гению, во имя догмы, согласно которой «хорошее» должно быть обязательно соединено с «прекрасным». В первом издании своей биографии, «не опускаясь до деталей», Ян подкрашивал, искажал, минимизировал. Преступление Хофдемеля было перенесено на более ранний срок, когда Моцарт был еще жив, точная дата не указана, подозрения в любовной связи не акцентированы, фамилия заменена инициалом Н.

В следующих изданиях Ян уничтожил даже намеки на этот эпизод, как всегда в стремлении спасти репутацию Гения. Подобный подход не позволил бы себе ни один филолог, если бы речь шла о древней истории.

Господин Роббинс Ландон прав, когда утверждает: «не существует никаких доказательств, что трагедия Хофдемеля прямым или непрямым образом может быть соотнесена с Моцартом». Он должен был бы добавить, что не существует никаких доказательств, потому что все доказательства были уничтожены, и он это знает. Уничтожение продолжается и по сей день, как может констатировать читатель сборника «Документы», составленного Отто Эрихом Дейчем, который мы цитируем почти на каждой странице. Этот сборник, заслуживающий высокой оценки с разных точек зрения, представляет собой пример отвратительной фальсификации, лишенной какой-либо исторической серьезности, когда, комментируя «покушение» 6 декабря, заявляет: «Поставить это дело в связь со смертью Моцарта и приписать ему отцовство ребенка, произведенного на свет 10 мая 1792 года госпожой Хофдемель, представляется необоснованным».

«в начало | дальше»