По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский
Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович
«Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли
Тень Марии Магдалены (продолжение)
Именно присутствие в этой истории Бетховена и Черни не
позволяет отодвинуть ее в область непристойных выдумок. Напротив,
все говорит за ее реставрацию. В 1852 году в Вене именно Черни
поведал о ней Отто Яну. В первом издании его биографии
Если бы Кехель, вместо того, чтобы составить каталог, написал биографию, уничтожение памяти об истории Магдалены было бы невозможно. Ян, хотя и убежденный в ее правдивости, поддался страху перед чрезмерной стыдливостью среды, во имя так называемого уважения к Гению, во имя догмы, согласно которой «хорошее» должно быть обязательно соединено с «прекрасным». В первом издании своей биографии, «не опускаясь до деталей», Ян подкрашивал, искажал, минимизировал. Преступление Хофдемеля было перенесено на более ранний срок, когда Моцарт был еще жив, точная дата не указана, подозрения в любовной связи не акцентированы, фамилия заменена инициалом Н.
В следующих изданиях Ян уничтожил даже намеки на этот эпизод, как всегда в стремлении спасти репутацию Гения. Подобный подход не позволил бы себе ни один филолог, если бы речь шла о древней истории.
Господин Роббинс Ландон прав, когда утверждает: «не существует никаких доказательств, что трагедия Хофдемеля прямым или непрямым образом может быть соотнесена с Моцартом». Он должен был бы добавить, что не существует никаких доказательств, потому что все доказательства были уничтожены, и он это знает. Уничтожение продолжается и по сей день, как может констатировать читатель сборника «Документы», составленного Отто Эрихом Дейчем, который мы цитируем почти на каждой странице. Этот сборник, заслуживающий высокой оценки с разных точек зрения, представляет собой пример отвратительной фальсификации, лишенной какой-либо исторической серьезности, когда, комментируя «покушение» 6 декабря, заявляет: «Поставить это дело в связь со смертью Моцарта и приписать ему отцовство ребенка, произведенного на свет 10 мая 1792 года госпожой Хофдемель, представляется необоснованным».