По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

Борис Кушнер. В защиту Антонио Сальери

Часть 1
Сальери и Бомарше. Опера и революция
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

Часть 2
Ученики Сальери. Закат мастера. Моцарт и романтизация гения
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

Часть 3
Болезнь, смерть и похороны Моцарта. Была ли тайна?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

Часть 4
Пушкин и Сальери. Совместимы ли гений и злодейство?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

Часть 5
Шеффер и Форман: современная версия клеветы. Был ли Сальери интриганом?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

Часть 6
Заключение: моральные проблемы творчества
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

Антонио Сальери На огромном документальном материале автор разоблачает 200-летнюю клевету в адрес выдающегося композитора. В статье рассмотрены многочисленные мифы вокруг Моцарта и особенно вокруг его смерти и похорон. Из-под пера Б. Кушнера появляются яркие персоналии XVIII и XIX веков: Моцарт и его семья, Сальери, Да Понте, Касти, Бомарше, Мартин-и-Солер, Бетховен, Мошелес, Шуберт, Пушкин, император Иосиф Второй и т.д. Читатель почувствует дыхание той ушедшей эпохи. Приводится также анализ современной версии клеветы на Сальери — пьесы Шеффера и фильма Формана-Шеффера «Амадеус». Статья сочетает научную строгость с увлекательностью и дает самое полное на русском языке изложение невероятной посмертной истории Антонио Сальери.

Автор — профессор математики Питтсбургского университета, известен по многочисленным публикациям стихов, эссе и переводов.

© "Вестник", № 14-19 (221-226). Балтимор, 1999.

продолжение»