По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский
Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович
Борис Кушнер. В защиту Антонио Сальери
Часть 4: Пушкин и Сальери. Совместимы ли гений и злодейство? (продолжение)
«В первое представление „Дон Жуана“, в то время когда весь театр, полный изумлённых знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист — все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы, в бешенстве, снедаемый завистию.
Сальери умер лет 8 тому назад. Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении — в отравлении великого Моцарта.
Завистник, который мог освистать „Дон Жуана“, мог отравить его творца» (там же, т.7, с.181).
Сказано столь же красиво, сколь наивно и неверно. По сути дела, вместо «уголовной прозы» Пушкин выдвигает ещё одну поэтическую идею: «Тот, кто мог освистать, мог отравить». Идею эту вполне можно развить в поэтическом произведении, но столкновения с реальной жизнью, в рамках которой формулированы упрёки Катенина, она не выдерживает. Поразительно, сколько несообразностей в этих нескольких строках! Дело, конечно, не в том, что премьера «Дон Жуана» состоялась в Праге, а не в Вене. Пушкин мог иметь в виду первое венское представление. Надо абсолютно не знать ни Сальери, ни обычаев места, времени и положения, чтобы всерьёз, с пафосом утверждать, что Сальери «освистал» оперу Моцарта. Ни один современник даже и близко не намекает на возможность подобного поведения итальянского Мастера. Оно совершенно не в его человеческом характере. Если этого мало, напомним, что Сальери занимал высокую должность при дворе, и это автоматически предполагало опредёленный кодекс публичного поведения. Первый Придворный капельмейстер, свистящий в Императорском оперном театре?! Помилуйте... Далее, насчёт «Всего театра, полного изумлённых знатоков, безмолвно упивавшихся гармонией Моцарта»... Хорошо известно, что опера успеха в Вене не имела, «знатоки» попросту до «гармонии Моцарта» не доросли... Вот что пишет об этом соавтор Моцарта Да Понте («Мемуары», с.180):
«...Опера пошла на сцене и... „Don Giovanni“ не понравился! Все, кроме Моцарта, считали, что опере чего-то недостаёт. Были сделаны дополнения; некоторые арии изменены. Опера была исполнена вторично. „Don Giovanni“ не понравился! И что же сказал Император? Он сказал: „Эта опера божественна. Я осмелюсь сказать, что она ещё прекрасней, чем „Figaro“. Но такая музыка не то мясо, которое по зубам моим венцам“. Я рассказал об этом замечании Моцарту, и он спокойно ответил: „Дадим им время, чтобы разжевать её“».