По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

Моцарта убил... Меркурий? С. Макин

Моцарта убил... Меркурий? Итак, через 200 лет Сальери был оправдан. Миланский суд вынес вердикт: «Невиновен». Моцарт умер так рано от поразившей его тяжкой болезни. Не повезло. Но при всем уважении к авторитетному суду, мы не можем не ознакомить читателей с одной весьма убедительной версией, проработанной до мельчайших деталей. В центре этой гипотезы — знаменитая «волшебная флейта» и текучий металл, ртуть, многие соединения которой ядовиты.

Моцарт был не такой уж «гуляка праздный», каким видел его пушкинский Сальери. Он посещал не только трактиры, но и масонскую ложу «К истинному согласию». Ее великий магистр, Игнац фон Борн, знаток древнеегипетских мистерий, считался подлинным автором либретто «Волшебной флейты», своего рода гимна масонству, — в опере воспроизводится обряд посвящения в таинства Исиды и Осириса. В возрасте 49 лет фон Борн внезапно умирает в ужасных страданиях. Заметьте: это происходит в год смерти Моцарта — 1791-м. Годом раньше на австрийский престол вступает ярый клерикал Леопольд II, сменивший вольнодумца Иосифа II, а за два года до этого начинается Великая Французская революция с ее лозунгом «Свобода, равенство, братство», сходным с основной идеей «вольных каменщиков». В начале 1790-х по всей Европе начинается ожесточенная борьба с инакомыслием. Строятся зловещие планы ликвидации неугодных, зачастую утонченно-иезуитскими способами. В случае с Моцартом моделью устранения вполне мог послужить... сам Моцарт, точнее, его «Волшебная флейта».

На титульном листе первого издания либретто оперы помещена гравюра с изображением колонны бога Гермеса, легендарного основоположника всех тайных обществ Европы, римское имя которого — Меркурий. А знаете, как называется у медиков отравление ртутью? Меркуриализм: средневековые химики именовали ртуть mercurius! Под колонной Гермеса-Меркурия на гравюре распростерт умерший — согласно масонским представлениям, убитый архитектор храма Соломона. (У масонов имя этого зодчего символизировало высшую ступень посвящения, в которую, как полагают, был возведен и Моцарт.)

У композитора и его жены Констанцы родилось пятеро детей, выжили двое — Карл Томас и Франц Ксавьер. Имя последнего совпадает с именем Франца Ксавьера Зюсмайера, ученика, секретаря Моцарта и любовника его жены. Он-то, как в один голос уверяют моцартоведы, и являлся настоящим отцом мальчика Франца. Прелюбодей и карьерист был учеником не только Моцарта, но и... Сальери, который, согласно излагаемой версии, оказывался лишь звеном в цепи преступления, только передававшим яд в руки непосредственного убийцы — Зюсмайера. Откуда же шел дефицитный в ту пору «Меркурий»? От другого «героя» трагедии — графа и музыканта Вальзегга цу Штуппаха, того самого, который заказал Моцарту «Реквием». Как раз в его владениях (словенский город Идрия) и добывали в ту пору ртуть для Австрии.

Выстраивается ряд: эрцгерцог Леопольд II — граф и композитор-любитель цу Штуппах — Сальери (приближенный ко двору, в отличие от Моцарта, избравшего путь вольного художника) — и, наконец, Зюсмайер. Ртуть могла сперва даваться малыми дозами, возможно, даже под видом лекарства: с 1754 года австрийский лейб-медик (то есть придворный врач) Герхард ван Свитен стал лечить пациентов своей ртутной настойкой. Именно его сын Готфрид и руководил похоронами Моцарта, именно он распорядился похоронить его в общей могиле. (Имеются сведения, что жена композитора Констанца на тот момент располагала средствами для более достойного погребения супруга.) Наконец, композитора-масона погребли не через двое суток после кончины, как полагалось по монаршему указу о покойниках, а на следующий день: тело быстро начало разлагаться, как и бывает после отравления ртутью...

...Моцарт и Пушкин никого не убивали, хотя, прекрасно владея пистолетом, Александр Сергеевич вполне мог застрелить Дантеса. Но как будто высшие силы хотели подтвердить формулу, выведенную поэтом в «Моцарте и Сальери»: «Гений и злодейство — две вещи несовместные».

© Журнал «Наука и религия» № 10, октябрь 2002