По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

Яд для Моцарта (продолжение)

И все же будем помнить, что речь идет о репутации реально существовавшего человека. Тем более что итальянец Антонио Сальери в 1774 году получил место композитора при дворе императора Иосифа II. Кто дол жен был испытывать зависть: он — богатый, обожаемый венской публикой лейб-капельмейстер, или вечно нуждающийся в деньгах новичок Моцарт, появившийся в имперской столице на семь лет позже?

Конечно, ныне Вольфганг Амадей Моцарт — вундеркинд, дававший концерты и сочинявший дивные мелодии с шести лет, навеки утвердился на музыкальном олимпе, тогда как Сальери почти забыт. Но ведь при жизни обоих все обстояло иначе. Сальери был кумиром столичных меломанов, а Моцарта встретили весьма и весьма прохладно. Да и Сальери тоже писал легко и быстро, ничуть не стремясь «поверить алгеброй гармонию». Он создавал превосходные композиции, в числе его учеников были такие титаны, как Бетховен, Шуберт, Лист... Кстати сказать, он и Моцарту помогал, причем не только материально.

По слухам, Моцарт с презрением отзывался о придворном композиторе, а тот испытывал к более молодому виртуозу тайную ревность. Что ж, вполне возможно. В артистических кругах зависть — явление распространенное. Может, здесь она проявилась с обеих сторон. Правда, обычно зависть находит выход не в бокале с ядом, а в клевете. Жертвой ее и стал Сальери. И, надо признать, она отравила ему существование.

В 1823 году ученик Бетховена Игнац Москелес навестил уже старого и больного Сальери в одной из загородных клиник. Речь тому давалась ценой мучительных усилий. Короткими отрывочными фразами композитор отверг какую-либо причастность к смерти коллеги:

— В этом абсурдном слухе нет ни слова правды, клянусь честью... Передайте миру... старый Сальери, который скоро умрет, сказал вам это.

Да, вскоре он умер. Но прежде Вена пышно отпраздновала полувековую годовщину творческой деятельности Сальери. Тогдашняя публика не слишком прислушивалась к сплетням, распространяемым в профессиональной среде, где никогда не утихают скандалы.

Есть и более весомый аргумент. После смерти Моцарта его жена Констанца, тоже, заметим попутно, не оставленная без внимания злопыхателями, отправила младшего сына учиться к Сальери.

— Сальери не убивал моего отца, но поистине отравил его жизнь интригами, — отреагировал юноша на просочившиеся в печать слухи.

«в начало | дальше»