По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

Яд для Моцарта (продолжение)

Все же интриги — не «акватофана», не медленный яд, которым якобы отравили Моцарта. Отравили? Ему и самому так казалось, когда он рыдал над «Реквиемом», заказанным ему незнакомцем в черном плаще и маске, ночью постучавшимся в дверь. Моцарт посчитал этот визит смертным приговором, но сел за клавир.

Увы, весь этот экзотический «реквизит» рассыпается при столкновении с реальностью. Писать «свой» заупокойный гимн композитора заставила нужда. «Человек в черном» прекрасно известен, пославший его хозяин, некий граф, заказал музыку в память о покойной жене. Маска же была неотъемлемой частью туалета в галантный век маскарадов и заговоров. Заказ так и не был выполнен, но мешочек с гульденами остался у Констанцы. Впоследствии ученик Моцарта Зуссмайер дописал незаконченную партитуру и спас шедевр. Его работу оценивают как образец благоговейного проникновения в замыслы мастера.

В реакционных кругах родилась еще одна версия — «франкмасонская». Моцарт, прошедший обряд посвящения в масоны в венской ложе «Милосердие», вроде бы подвергся мести собратьев за то, что разгласил секретные церемонии ордена в аллегорической опере «Волшебная флейта». У Пушкина о том нет и полслова. Сам приобщившись к тайному обществу в Кишиневе, поэт не придал значения явному вздору. Какие такие тайны мог разгласить Моцарт? Опера была написана им в защиту братства, поносимого католической реакцией, как и его же «Масонская кантата», которую сами масоны с триумфом исполнили в пользу вдовы своего певца. Известны письма композитора к собратьям, где он вновь и вновь просит о помощи. Читая одно из них, возможно последнее, трудно не ощутить безысходное отчаяние, которое так и сквозит в каждой строке: «Многоуважаемый друг и брат по ордену!

Я нахожусь в положении, которого не пожелал бы и злейшему врагу. И если вы, мой уважаемый друг и брат, покинете меня, то я погиб для моей бедной больной жены и малютки сына. О Боже! Вместо изъявлений благодарности я снова должен просить вас о помощи. Вместо того чтобы вернуть долг — снова должен молить о деньгах...»

Больно за гения, сгоревшего на 36-м году жизни, обернувшейся для него беспросветной нуждой. Но и в Констанцу, которую он обожал, кто посмеет кинуть камень? Ее первенец умер, прожив несколько месяцев. Та же участь постигла обеих дочерей, затем еще одного сына. Шесть беременностей и четыре могилки за девять лет! Ее осуждали за то, что не оценила божественное дарование мужа. Возможно. Но виновата ли она, что Моцарт не мог, несмотря на все свое трудолюбие, прокормить семью? Виновата ли, что вызванный к умирающему врач пришел слишком поздно? Он, кстати, задержался в опере, которую хотел дослушать до конца...

«в начало | дальше»