По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

Яд для Моцарта (окончание)

Но как быть с загадкой странных, постыдных похорон? Это может показаться поразительным, но многочисленные исследователи на протяжении двух веков прошли мимо самого простого и единственно верного объяснения.

Другу семьи Моцарта барону Готфриду ван Свитену, нашедшему Констанцу лежащей без чувств рядом с усопшим, пришлось взять на себя последние хлопоты. Денег в доме достало только на самый низший разряд. Согласно строго регламентированному ритуалу того времени, это стоило восемь гульденов пятьдесят крейцеров. При общей стоимости всего имущества семьи в 500 гульденов и долгах свыше 3000 большего нельзя было себе позволить.

Потому и возникли шокирующие подробности. Констанца не шла за гробом? Но при отпевании дозволялось присутствовать одним мужчинам, а панихиды обряд не допускал. И захоронить-то усопшего разрешалось только с наступлением темноты. Все делалось в спешке, как обычно при низшем разряде. Даже отпевали Моцарта уже на следующий день после смерти. Не поставили памятника? Но его и не полагалось на общих могилах, поскольку участки использовались многократно. И нет ничего странного, а тем более зловещего в том, что место захоронения великого композитора неизвестно — могилы нищих перекапывались каждые семь лет.

Это вовсе не означает, что все загадки разгаданы. Прошлое всегда готово напомнить о себе в любую минуту.

Только в 1859 году был обнаружен старинный план кладбища Св. Марка и на предполагаемом месте погребения Моцарта был установлен мраморный монумент. А буквально на днях сделано и вовсе удивительное открытие. В Америке каким-то чудом отыскались ноты двух ранее неизвестных пьес Моцарта. Вот уж поистине сенсационная находка!

Оказалось, что в свое время эти партитуры среди множества других документов были вывезены из поверженного нацистского рейха в Советский Союз, где и пролежали невостребованными и неразобранными вплоть до передачи их в ГДР. Там они тоже не вызвали особого интереса. Мало ли творений безымянных композиторов? И лишь попав в США, ноты удостоились дотошного внимания музыковедов. Им-то и посчастливилось обнаружить имя Вольфганга Амадея Моцарта, зашифрованное нотными знаками.

Так нежданно-негаданно порой возвращается давно минувшее, а смерть облекается ореолом бессмертия...

«в начало