По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский
Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович
Семь смертных грехов Антонио Сальери (окончание)
СКУПОСТЬ
Видимо, из-за чрезмерно высокого жалованья на венской придворной должности наш «дьявол во плоти» занимался с учениками почти всегда бесплатно и удовлетворял свою скупость исключительно тем, чтобы коллекционировать их численно и качественно. Биографы отмечают его «старорежимный», несколько авторитарный стиль преподавания, но признают и добротность его методы в смысле опоры на логику и простые правила красоты и вкуса. Кроме Бетховена, который не только брал у Сальери уроки, но и посвятил учителю первые три свои скрипичные сонаты (и еще примерно полутора сот крепких профессионалов), из знаменитостей последующих эпох у него брали уроки гармонии и контрапункта король песен Франц Шуберт, поставщик австрийских салонных шлягеров Иоханн Непомук Гуммель, Франц Лист и даже... сын покойного неудачника Моцарта Франц Ксавер, которому Сальери лично выдал рекомендательные письма другим учителям как человеку, вполне способному достичь в искусстве сочинения музыки тех же высот, до которых дошел его отец.
ЗАВИСТЬ
Моцарт впервые столкнулся с искушенным в сочинении опер итальянцем в середине
Так что реальному Антонио Сальери в связи с завистью достается одна возможность: быть ее объектом со стороны коллег, а особенно Моцарта, которому постоянно не везло именно там, где везло Сальери. Во всех справочниках и именных словарях музыкантов рубежа
Во всем, что касается музыки для инструментов (то есть такой музыки, где не поют), Сальери открыто признавал первенство за своим коллегой Моцартом, а про себя неоднократно говорил, что ему в этом ремесле не хватает практики, поэтому квартеты или сонаты он писать не берется, а клавирные концерты пишет только для великосветских дам, которые его очень об этом просят.
И последнее: первым исполнителем знаменитой теперь повсеместно Сороковой — или соль-минорной — симфонии Вольфганга Моцарта (которая, как известно, одна из немногих его вещей, что при жизни автора прозвучали в хорошем исполнении, и была благосклонно принята) был именно Антонио Сальери. Он был тем дирижером, который смог достойно и качественно познакомить венцев с этой вещью.
Вывод из приведенных фактов очевиден. Для того чтобы не попасть в столь крупную «переделку» после смерти, Сальери должен был все делать наоборот: лениться, гневаться (на других, а не на себя!), ссориться с коллегами, не давать никому уроков, не разговаривать с санитарами в больнице, не сходить с ума, а главное — мучительно завидовать всем, с кем встречался. Но — с другой стороны — если знать, что в прикупе лежит, то нет смысла и карты сдавать.