По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

Яд для Моцарта. Е. Парнов

1 | 2 | 3 | 4 | 5

Ф.И.Шаляпин в роли Сальери Разбирая архив Бетховена, душеприказчики композитора обнаружили среди прочих бумаг любопытную картинку, запечатлевшую похороны Вольфганга Амадея Моцарта. На рисунке был изображен въезжающий в ворота кладбища убогий катафалк, за которым понуро трусит бродячая собака. Находка лишний раз подхлестнула угасшие было споры по поводу загадочной смерти гениального творца «Волшебной флейты». Подозрительная болезнь, зловещие предзнаменования, скоропостижная кончина и это жалкое погребение в общей могиле для бездомных нищих — все внушало подозрения, рождало массу вопросов, не имевших вразумительного ответа.

Так, по крайней мере, это видится сквозь призму столетий. А вот современников, похоже, ничуть не удивляло отсутствие на похоронах друзей божественного Моцарта и его верной жены Констанцы. Эта роковая загадка вот уже два столетия будоражит умы.

Разбирая архив Бетховена, душеприказчики композитора обнаружили среди прочих бумаг любопытную картинку, запечатлевшую похороны Вольфганга Амадея Моцарта. На рисунке был изображен въезжающий в ворота кладбища убогий катафалк, за которым понуро трусит бродячая собака. Находка лишний раз подхлестнула угасшие было споры по поводу загадочной смерти гениального творца «Волшебной флейты». Подозрительная болезнь, зловещие предзнаменования, скоропостижная кончина и это жалкое погребение в общей могиле для бездомных нищих — все внушало подозрения, рождало массу вопросов, не имевших вразумительного ответа.

Так, по крайней мере, это видится сквозь призму столетий. А вот современников, похоже, ничуть не удивляло отсутствие на похоронах друзей божественного Моцарта и его верной жены Констанцы. Эта роковая загадка вот уже два столетия будоражит умы.

Наиболее распространенная версия смерти композитора — отравление. Она особенно укоренилась у нас в России благодаря знаменитой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». Крылатая фраза, что «гений и злодейство — вещи несовместные», прочно вошла в наш обиход, благо гениев мы не бережем, а со злодейством сжились. Героям Пушкина, конечно, обеспечено бессмертие, но это отнюдь не значит, что приговор, вынесенный Сальери, не может быть пересмотрен. Даже несмотря на то что он был вновь повторен кинематографом — фильм «Амадеус» собрал многомиллионную аудиторию.

дальше»