По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

Биография Моцарта. Л. Михеева (окончание)

За «Похищением из сераля» следует «Свадьба Фигаро». Опера ставится в Вене, но, несмотря на громкий успех первых спектаклей, быстро сходит со сцены из-за интриг. Зато долгий и прочный успех «Свадьба Фигаро» имеет в Праге. С тех пор Моцарт навсегда полюбил Прагу и ее публику, которую называл «мои пражане». Для Праги, куда он ездил в 1787 году, написан и «Дон Жуан» — «веселая драма», как определил ее жанр автор — произведение новаторское, одно из лучших в мировом оперном репертуаре.

Возвратившись в Вену, Моцарт приступил к обязанностям придворного камер-музыканта. Эта должность была предоставлена ему после смерти занимавшего ее Глюка. Однако своей новой работой Моцарт также тяготился: композитору, создавшему величайшие творения, приходилось писать музыку для придворных балов и другие малозначительные сочинения по случаю. В 1788 году появляются три его последние симфонии, которые знаменуют и вершину моцартовского симфонизма.

Ни придворная должность, ни многочисленные заказы, ни постановки опер не спасают Моцарта от нужды. Все последние годы он бьется, чтобы обеспечить заработок, необходимый для содержания семьи, которая с рождением детей разрастается. Надеясь поправить свои дела, он в 1789 году предпринимает поездку в любимую Прагу, затем едет в Берлин, Дрезден, Лейпциг. Его концерты проходят с громадным успехом, но денег не приносят. Он выступает в Потсдаме, при прусском дворе, и король предлагает ему остаться на придворной службе, но композитор считает неудобным бросить службу в Вене. После возвращения с гастролей Моцарт создает, одну за другой, три совершенно различные оперы: буффа «Так поступают все женщины», итальянскую seria «Милосердие Тита» и поэтическую философскую оперу-сказку в жанре зингпшиля — «Волшебную флейту». Последним, незаконченным творением уставшего, больного и измученного композитора стал Реквием.

Моцарт скончался 5 декабря 1791 года в Вене. Похоронили его в общей могиле, так как денег на погребение не было. Жена, плохо себя чувствовавшая, на кладбище не поехала, и скоро самый след его праха затерялся. Много лет спустя на другом, Центральном кладбище, куда был перенесены останки Бетховена и Шуберта, где нашли последнее пристанище Брамс, Гуго Вольф и другие великие венцы, был поставлен памятник — как знак того, что именно здесь должен был упокоиться австрийский гений.

Вскоре после смерти Моцарта поползли слухи о том, что его из зависти отравил Сальери. Поговаривали, что перед смертью Сальери сам признался в этом. Однако умирал Сальери в психиатрической клинике, и врач и санитары поклялись, что не слышали никакого признания, а посторонних к больному не допускали. Известное высказывание Пушкина, убежденного в свершившемся злодействе и в том, что человек, освиставший «Дон Жуана», мог отравить его создателя, основано только на слухах. На венской премьере «Дон Жуан» провалился, и даже если Сальери свистел, этого никто бы не заметил. В Праге же, где опера имела потрясающий успех, Сальери не было. Последние изыскания исследователей заставляют полностью отказаться от этой романтической легенды.

«в начало