По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский
Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович
Биография Моцарта. Л. Михеева (продолжение)
С начала 1762 года Леопольд Моцарт стал вести тетрадь, в которую записывал сочинения сына — сначала мелкие клавирные пьесы, а потом и более крупные опусы. В том же году семья Моцартов отправилась в первую концертную поездку по странам Европы. Поездка длилась в общей сложности три года, причем маленький Вольфганг везде вызывал восторг и удивление, подчас смешанные с недоверием, настолько невероятными казались его музыкальные способности.
Вольфганг вместе с сестрой выступали перед самой изысканной публикой. В Версале их слушал Людовик XV, в Париже — маркиза Помпадур, в Лондоне — королевская чета, в Голландии — принц Оранский. Маленький Моцарт выступал и как исполнитель на клавире, и как скрипач. В программах концертов были не только произведения, выученные ранее, как чужие, так и собственные, которые он сочинял непрерывно, несмотря на постоянные переезды и огромное утомление от концертов, но и импровизации на темы, заданные слушателями, причем иногда задавалась не только тема, но и форма, в которой ее следовало воплотить. Многие слушатели подозревали подделку, считая, что такой маленький ребенок не может сочинять, а исполняет музыку своего отца.
За рубежом маленький Моцарт выучился играть на органе и написал, кроме множества клавирных сочинений, свои первые симфонии. Тогда же были опубликованы и его первые сонаты. Работа была колоссальной, совершенно непосильной для ребенка. Но отец, невзирая на это, упорно продолжал гастроли: он мечтал обеспечить сыну европейскую известность, чтобы облегчить его жизнь в будущем. Однако время показало, что он просчитался. Изысканная публика воспринимала его детей не как серьезных музыкантов, а как своего рода курьез, чудо природы, и приходила не слушать музыку, а посмотреть на малыша в придворном костюме, способного на такие кунстштюки. В поездке Моцарт не только давал концерты и занимался, но и слушал много музыки. Он познакомился с итальянской оперой, особенно полно представленной в Лондоне; в Мангейме услышал лучший в Европе оркестр, исполнявший симфонии; в Париже с удовольствием побывал на спектаклях комических опер Дуни и Филидора, представлявших собой совершенно иное, по сравнению с итальянской оперой, искусство. Все это расширило кругозор юного музыканта, принесло новые впечатления, дало пищу для размышлений и немедленно отразилось в его собственных сочинениях.
По возвращении в Зальцбург мальчик принялся за серьезное изучение контрапункта и партитур великих мастеров прошлого. Его творчество стало постепенно освобождаться от сиюминутной исполнительской зависимости — он пишет уже не только то, что надо непременно исполнить на следующем концерте. Из-под его пера появляется и бытовая музыка того времени — кассации и серенады для инструментальных ансамблей, а также итальянские арии и духовные кантаты.