По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

«Реквием Моцарта». В. С. Козырев (окончание)

Граф же Вальзегг цу Штуппах, скорее всего, являлся лишь посредником в заказе этой поминальной мессы.

Но какая связь могла существовать в то время между австрийским придворным капельмейстером и императорским композитором — Вольфгангом Амадеем Моцартом и столь удаленной от Вены Россией?

Прежде всего, это, несомненно, широкая известность Моцарта в нашей стране в тот период. Известность Моцарта в России началась довольно рано, а к концу XVIII века, по-видимому, была очень значительной. Ранее всего русские слушатели познакомились с музыкой Моцарта в Вене. Известно, что еще в конце 1781 года наследник русского престола Павел с очень многочисленной свитой присутствовал на состязании Моцарта и Клименти как пианистов — импровизаторов. В дальнейшем русские путешественники могли слышать оперы Моцарта в Вене.

С тех пор как сочинения Моцарта впервые прозвучали в России, они завоевали особенную симпатию и любовь нашего народа к великому австрийскому композитору. Все ценнейшее в музыке Моцарта, все стороны его искусства, все свойства его личности оказались близки передовой Русской художественной культуре. Оно было внутренне родственно ее эстетическим основам. Моцарт поистине завоевал сердца и покорил умы русских музыкантов. Многих мировых композиторов знает, любит и умеет ценить русский народ, почитая их искусство и считая неотъемлемым достоянием своего душевного мира. Но Моцарт принадлежит к числу любимейших. Он давно уже стал, своим для всех любящих музыку. Моцарт был одним из самых первых композиторов, о котором русский читатель прочел в отечественном издании. В 1795 году в Петербурге была выпущена «Карманная книга для любителей музыки за 1795 г., ныне ставшая раритетом. Там впервые печатались биографии выдающихся музыкантов мира — среди них и Моцарта. Жизнеописание Моцарта сопровождалось таким образом: «Сей великий муж и искусный художник, которого почитала не только одна Германия, но и все вообще любители музыки, скончался в самых цветущих летах. Сочинения его у всех любителей и знающих музыку в великом почтении. Охотно воздвигли бы ему памятник, достойный великого имени сего мужа и превосходства его сочинений. Охотно бы сообщили друзьям его и любителям все то, что только можно сказать о нем превосходного и похвального, если бы не удерживал нас в том недостаток подробных и основательных о нем известий».

Далее сообщались некоторые факты биографии Моцарта как клавесиниста и композитора, причем весь рассказ о нем был проникнут чувством удивления перед чудом моцартовского дарования.

Совсем незадолго до смерти композитора у русских дипломатов возникли планы пригласить его на службу в Россию. Как явствует из дипломатической почты, Моцарт еще в сентябре рокового года проявил определенный интерес к приглашению русского посла в Вене посетить нашу страну, а если окажется возможным, то и остаться у нас на службе. Таким образом, судьба Моцарта в 1791 году могла сложиться так, что он мог оказаться на службе в далекой России. Но не прошло и трех месяцев после этого предложения — и Моцарта не стало. Возможно, что только преждевременная кончина композитора помешала ему приехать в Россию. Но были и другие причины, не менее важные, помешавшие ему осуществить этот план.

Именно в преломлении этих событий, происходивших в далекой России, можно и нужно искать ответ на вопрос о том, кто был подлинным заказчиком поминальной мессы, вошедшей в историю музыкальной культуры под названием «Реквием».

«в начало