По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский
Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович
«Реквием Моцарта». В. С. Козырев (продолжение)
Естественно, это пока только версия, рабочая гипотеза: неопровержимых доказательств на сей счет до сих пор не существует. И все же, что касается смерти В.А. Моцарта, его окружения и их роли в дальнейшем развитии событий, предшествовавших его кончине, то бесспорно данная гипотеза позволяет обрисовать новую перспективу видений тех далеких от нас исторических событий.
В аспекте новой версии о гибели В.А. Моцарта остается лишь выяснить вопрос касающийся основной темы исследования: какое отношение к заговору против В.А. Моцарта имела поминальная месса, вошедшая в истории музыкальной культуры под названием «Реквием»? Является ли этот ритуальный заказ составной частью плана по устранению «бога музыки», или же он представляется всего лишь случайным стечением обстоятельств, никоим образом не связанных с заговором?
Кроме того, необходимо выяснить, почему возникло столько таинственности вокруг этого последнего сочинения музыкального гения?!
Хорошо известно, что сразу же после смерти Моцарта были предприняты отчаянные попытки скрыть от общественности даже сам факт написания этого сочинения, хотя сделать это уже было невозможно, поскольку еще при жизни великого композитора работа его над «Реквиемом» стала достоянием гласности широкого круга его друзей и знакомых. Если предположить, что ритуальный заказ являлся составной частью плана по устранению Моцарта, то здесь мы сталкиваемся с другим, не менее сложным вопросом: с какой целью был сделан Моцарту данный заказ? Какой смысл вкладывался заговорщиками в данный «Реквием»? Для психологического воздействия на получившего уже яд ставшего опасным масона, по-прежнему представлявшего для императорского двора угрозу как политического и общественного деятеля, каковым стал к тому времени В.А. Моцарт? Но такая версия совершенно не вписывается в общую картину «тихого» убийства музыкального гения, каким представлял собой медленно действующий яд? Слишком большой резонанс в Европе произвела Французская революция 1789 года, чтобы власти Австрии могли прибегнуть к столь изощренным методам расправы со своими противниками. Моцарт должен был уйти из жизни тихо и незаметно.
Это подтверждает весь дальнейший ход событий — уничтожение всех улик, которые могли пролить свет на совершенное преступление: тихие похороны, частичное или полное сокрытие многих его сочинений, документов, писем и, наконец, уничтожение самих свидетелей — участников заговора против Моцарта. Все предпринималось для того, чтобы скрыть страшную тайну преступления XVIII столетия и даже сам факт написания поминальной мессы. Поэтому, скорее всего, прав был Моцарт, предчувствуя, что с заказчиком «Реквиема» были связаны обстоятельства особого рода. Что же это за обстоятельства? Чтобы ответить на этот весьма нелегкий вопрос, прежде всего необходимо будет выяснить, кто мог быть заказчиком поминальной мессы? Несомненно, именно здесь лежит ключ к пониманию ряда событий, которые предшествовали трагической смерти величайшего композитора той отдаленнейшей от нас эпохи, в которую пришлось жить и трудиться музыкальному гению.