По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский
Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович
«Реквием Моцарта». В. С. Козырев (продолжение)
В частности, загадкой для истории остается и смерть ближайшего друга В. А. Моцарта — Хофдемеля, который при таинственных обстоятельствах якобы покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло, в тот же день, когда скончался Моцарт. Хофдэмель, несомненно, слишком много знал как доверенное лицо великого мастера, и, скорее всего, с ним просто расправились, напугав до смерти его супругу и заставив ее молчать.
Кстати, то же самое пытались проделать и с Сальери: когда он попытался заговорить, ему то же хотели перерезать горло.
В работах некоторых авторов прослеживается и еще одна версия скоропостижной кончины великого композитора, согласно которой «бог музыки» мог стать жертвой масонов, т.е. своих же братьев по ложе. Как они полагают, масоны не могли простить ему того, что в опере «Волшебная флейта» Моцарт посмел раскрыть их таинства, причем, как предполагается, он был убит по приговору тайного судилища. Хорошо известно, что Моцарт, считаясь с духом времени, стал в 1784 году членом масонской ложи. Надо заметить, что большинство знаменитых фигур из окружения Моцарта — как друзья, так и враги — входили в какую-нибудь одну из восьми существовавших тогда в Вене масонских лож. Так, точно доказано, что барон Готфрид ван Свитен был алюминатом. Мог входить, как и все государственные высокопоставленные чиновники, в одну из этих лож и Антонио Сальери.
Стремительно пройдя низшие ступени, Моцарт за короткий срок сделал поистине головокружительную карьеру и уже через несколько месяцев после вступления в масоны получил доступ в ложу мастеров. На время первого масонского взлета приходятся и первые сочинения соответствующего характера. Но этот энтузиазм Моцарта по-видимому уже на втором году своего пребывания в масонах пошел на убыль: то ли воодушевление Моцарта стадо гаснуть само собой (будучи натурой неуравновешенной, он легко воспламенялся и так же скоро ко всему охладевал); то ли дальнейшие метаморфозы венских лож, которые к тому времени можно назвать прямо-таки удручающими, сказались на его деятельности в качестве мастера.
Однако, ряд исследователей напрочь отвергают версию участия в заговоре масонов, убийцу Моцарта бессмысленно искать среди масонов, ибо братья по ложе скорее должны быть благодарны ему за то, что их гений в трудное для масонского движения время, в дни гонений на них сумел довести в своей «Волшебной флейте» до широкой публики и общественности «идеалы человеческого братства». У масонов, как считают многие исследователи, не было никаких мотивов для устранения музыкального гения. Об этом свидетельствует и тот факт, что братья по ложе постоянно поддерживали Моцарта в его творчестве, а в конце апреля 1792 года, кроме того, состоялось «траурное заседание ложи».
В том, что масоны ни в коей мере не причастны к смерти Моцарта, убеждает и круг лиц, принимавших активное участие в судьбе Моцарта до и после его кончины. Это прежде всего Антонио Сальери и Зюсмайр, барон вал Свитен и Констанца, а также некоторые религиозные деятели, которые смотрели на масонов как на врагов религии и императорской династии. Скорее всего кто-то из них убийством Моцарта рассчитывал одновременно нанести удар и по масонскому движению, обвинив масонов в причастности к смерти выдающегося композитора. Во всяком случае, при желании и умении, спихнуть вину на ничего не подозревающих масонов не представляло особой сложности. Этим, видимо, объясняется и благожелательное отношение властей к постановке оперы «Волшебная флейта», дабы отвести от себя подозрение в замышляемом убийстве.