По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский
Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович
«Реквием Моцарта». В. С. Козырев (продолжение)
Это просто нелепость, тем более, что слухи об отравлении Моцарта поползли по Европе уже после его кончины. Только безумец мог связать их с Сальери.
Даже, когда умер император Иозеф II и на престол взошел Леопольд II, который в отличие от прежних повелителей не был знатоком музыки, хотя недурно играл на лире, нет никаких оснований полагать, что с этого момента в отношениях Сальери с Моцартом могло что-то измениться. Как всегда при новом царствовании все прежние фавориты тотчас потеряли свои места, в том числе и Сальери.
Новый император сказал: «Этот Сальери невыносимый эгоист. Он хочет; чтобы в моем театре ставились только его оперы и в них пели только его любовницы». После этих слов императора Сальери, естественно, ушел в отставку. В этой ситуации Моцарт мог рассчитывать на место Второго Капельмейстера и даже подает прошение на имя императора. Но Сальери был прекрасно осведомлен обо всем, что происходило во дворце и какие интриги плелись вокруг него, Моцарта, чтобы вдруг увидеть в нем соперника.
Говорить о том, что Антонио Сальери будто бы боялся своего соперника, было бы преувеличением. Надо помнить, что слава Моцарта пришла к композитору, главным образом, после его кончины. А до этого момента он более известен как гениальный музыкант-исполнитель, и менее, как сочинитель. Поэтому Антонио Сальери мог спокойно почивать на лаврах. В связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть, что у Сальери не было никаких оснований покушаться на жизнь «бога музыки».
Правда, утверждают, что через четверть века после кончины Моцарта сам Сальери на исповеди признался священнику, что он отравил Моцарта, после чего сошел с ума, и попытался перерезать себе горло.
Если даже поверить в эти слухи, то все происходило наоборот: Сальери сначала сошел с ума, а потом уже объявил, что отравил Моцарта. Вот что писала тогда об этом венская газета: «Нашему многоуважаемому Сальери никак не удается умереть. Его тело подвержено всем старческим слабостям. Разум покинул его. Говорят, даже в бреду больного воображения он винит себя в преждевременной смерти Моцарта. В этот вымысел не верит никто, кроме самого больного старика...» Кстати, в разговорных тетрадях Бетховена записано обо всем этом: «Пустая болтовня...»
Любая биография В. А. Моцарта, сконцентрировавшая свое внимание исключительно на личности «бога музыки» и на взаимоотношениях его с Сальери и не желающая замечать иных фактов и особенностей характеров других лиц, игравших в жизни композитора важную роль, что относится особенно к его последним месяцам и дням жизни, никогда не сможет претендовать на объективное отражение жизни музыкального гения. Вместе с тем, также бездоказательно и ложно было бы утверждать, что Моцарт умер от того, что пришел конец отмеренному ему сроку жизни. Не прилагая особых усилий, можно собрать немало источников, рассеянных по разным странам, где говорится именно об отравлении Моцарта, — и авторы их вряд ли были глупее и безответственнее некоторых современников, пытающихся отстаивать именно эту версию о причине смерти «бога музыки». И отравление, если и дальше не искать вероятных преступников и мотивов убийства, навсегда может остаться загадкой для истории.