По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский
Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович
Моцарт. Статья из Музыкальной энциклопедии (окончание)
Творческой изобретательностью и неистощимой жизнерадостностью отмечена бытовая развлекательная музыка Моцарта для оркестра или ансамбля — циклы типа сюиты (дивертисменты, серенады, кассации, ноктюрны), танцы (менуэты, контрдансы, «немецкие», лендлеры), марши. В ней особенно ощутимы связи с фольклором. Соприкасаясь некоторыми гранями с камерными инструментальными жанрами, симфониями и концертами, развлекательные сюиты служили для композитора своего рода экспериментальной лабораторией. Большинство серенад и дивертисментов появилось в Зальцбурге. Они были рассчитаны на музицирование как на открытом воздухе, так и в помещении и могли исполняться то оркестром, то ансамблем (в них применялись различные составы — смешанные, духовые, струнные). Одно из популярнейших произведений Моцарта в этом жанре — «Маленькая ночная серенада» (1787), написана для струнного оркестра. Пьесы, образующие цикл, разнообразны по формам и видам музыки — от сонаты и концерта до разного рода танцев, от рондо до вариаций. Уличные кассации, серенады, дивертисменты обычно предварялись и часто заключались маршем, который музыканты играли на ходу. Склонность к юмору блистательно проявилась в «Музыкальной потехе» («Ein musikalischer Spaß») для струнного квартета и 2 валторн (пародия на симфонии композиторов-ремесленников). Среди оркестровых пьес особое место занимает «Масонская траурная музыка» (1785).
Большинство сольных песен, а также вокальных ансамблей и шуточных канонов создал для близкого окружения. Многочисленные арии и вокальные ансамбли с оркестром (частично в качестве вставных номеров к операм других авторов, почти все на итальянском языке) писались композитором по заказу артистов. Жанр немецкой песни для голоса с фортепиано в Австрии только нарождался, и Моцарт был в числе первых, кто создал её классические образцы. Среди сохранившихся 30 песен Моцарта — «Фиалка» на сл. И. В. Гёте (1785), «Старушка», «Вечернее настроение», «Тоска по весне» и др. Популярная «Колыбельная» («Спи, мой младенец, усни») принадлежит не Моцарту (её автор — Б. Pлис). Для масонов Моцарт создал несколько кантат и песен. Как и «Волшебная флейта», эти произведения проникнуты гуманистическими идеями. «Маленькая масонская кантата» (ноябрь 1791) — последнее законченное произведение Моцарта.
Почти вся церковная музыка Моцарта — мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты и т.п., а также церковные сонаты — написана в Зальцбурге. За последние 12 лет жизни Моцарт создал только одно законченное церковное произведение — мотет «Ave, verum corpus» (июнь 1791, курорт Баден, близ Вены). В Вене он трудился над мессой и реквиемом. Обе крупные композиции остались незавершёнными. Работа над реквиемом относится к последнему году жизни Моцарта. Эта траурная месса для хора, квартета солистов и большого оркестра — одно из глубочайших по мысли и выражению новаторских произведений Моцарта. Трагический пафос и трогательная скорбь переданы в нём с одинаковой проникновенностью.
Созидательный процесс протекал у Моцарта непринуждённо и стремительно. Композитор нередко обходился без предварительных эскизов. Иногда в крупных партитурах он фиксировал сначала главные мысли, а детали вносил позднее, не отказываясь от переделок. Его вдохновенное творчество опиралось на ремесло в лучшем смысле этого слова, его мастерство постоянно обогащалось поисками новых приёмов композиции.
С мифом о Моцарте — беспечном, наивном художнике, гении, творящем без усилия и раздумья, жреце «чистого» искусства — связан особый, эстетский тип творчества, которому без оснований присвоено наименование «моцартианство».
Творчество Моцарта изображали в музыковедческой литературе и интерпретировали в исполнительском искусстве как безоблачно ясное, безмятежное, «аполлоническое», или жеманно-изящное («рококо»), или, наоборот, романтическое и «демоническое». Современное передовое музыковедение утверждает Моцарта как одного из величайших творцов, выразившего в своём гениальном творчестве прогрессивные общественные и эстетические идеи своей эпохи и раздвинувшего горизонты всего мирового музыкального искусства.